«Невозможно никого привлечь к ответственности». Эксперты рассказали Business FM о нынешних регламентах по установке и эксплуатации лифтов.

Напомним, что на прошлой неделе в лифте жилого комплекса «Алые Паруса» в Москве погибла женщина. После резонансной трагедии начались проверки лифтов по всей стране. Профессионалы между тем рассказывают, что в России нет обязательных к применению стандартов монтажа и использования лифтов, а оборудование в элитном доме могли установить еще по старым советским нормам.

Происшествие в «Алых Парусах» и спустя несколько дней покрыто мраком. Ростехнадзор не сообщает, что конкретно случилось с лифтом, нет точных данных и о самом оборудовании. В компании, обслуживающей жилой комплекс, заявляли, что трагедия произошла в новом лифте, который еще не ввели в эксплуатацию. Хотя ранее СМИ сообщали, что его произвели еще в 2002 году, а установили через 2 года, то есть в 2004-м, когда и был построен дом. Интересно, что примерно в это же время в России появились новые «правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов». Их принимал еще предшественник Ростехнадзора — Госгортехнадзор. Использовали ли этот регламент при установке лифтов в «Алых Парусах», неизвестно. Возможно, что новый лифт ставили по старым советским лекалам. Хоть и хорошим, но не предназначенным для современного оборудования. Рассказывает президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость, Сергей Креков.

Сергей Крековпрезидент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость«Введение новых правил связано не с тем, что их не было, а с тем, что нужно отразить те виды оборудования, которые ранее, в Советском Союзе не использовались. У нас появились такие лифты, как бы, с углами наклонения — лифты обычно двигаются под углом 90 градусов. Сейчас, например, есть лифты, которые двигаются под углами 60 и 70 градусов. Один из таких лифтов установлен в Башне «Федерация». То есть, как оценивать его работу и как принимать такие лифты в эксплуатацию, никакой информации в связи с этим не было».

С правилами монтажа и эксплуатации лифтов можно запутаться. Например, в 2009-м правительство ввело новый техрегламент «О безопасности лифтов». А еще были стандарты аж от 1923 года. И как говорят эксперты, до недавнего времени они действовали. Пока в 2013 году не вступил в силу универсальный техрегламент Таможенного союза. Но он описывает лишь общие требования. Параллельно лифты в жилых домах исключили из перечня опасных объектов. А значит, по сути, Ростехнадзор перестал отвечать за состояние сотен тысяч российских лифтов. Итог: на сегодняшний день обязательных к исполнению правил установки и эксплуатации нет, надзор тоже отсутствует.

Алексей Захароввице-президент Национального лифтового союза«Ростехнадзор назначили надзирать за выполнением техрегламента на фазе эксплуатации лифтов. Но техрегламент, к сожалению, — это общий документ, где написаны правила безопасности, а конкретных действий, конкретных требований к процессу эксплуатации не заложено. Непонятно, кто должен ходить и контролировать это дело. Есть ряд национальных стандартов, где все эти требования указаны. Но национальный стандарт — это документ рекомендательного, скажем так, характера. За его невыполнение невозможно никого привлечь к ответственности».

Кстати, если изучить реакцию СМИ на нововведения нескольких лет назад, то можно найти такой пророческий заголовок: «Ожидается лифтопад». Общую картину дополняет еще одна деталь. Лифты в жилых домах хоть теперь и не являются опасными объектами, но обязательному страхованию подлежат. Платят за это собственники зданий, то есть жильцы. Пожалуй, единственные, на кого возложена понятная, четко прописанная в законе ответственность, в данном случае финансовая. С уголовной тоже проблем не бывает, виновный механик найдется всегда.