Дожили до понедельника и почти пережили его. Доллар к закрытию торговой сессии Московской биржи стоит около 79 рублей. Хотя в течение дня нацвалюта приближалась к историческому максимуму — 80 за доллар.

Понедельник стал первым рабочим днем, когда рынки реагировали на снятие санкций с Ирана. Бочка эталонной марки Brent 18 января стоила меньше 28 долларов. Что дальше будет с нефтью и с российской валютой, и где дно?

Сергей Суеровначальник Аналитического департамента управляющей компании «БК Сбережения»«Рубль, конечно, упал вслед за нефтью, но все-таки его корреляция с нефтью ослабла. Дело в том, что сейчас доля нефтегазовых доходов в общей структуре дохода бюджета сократилась, но это не потому что мы диверсифицировали экономику, а потому что упали цены на нефть. Поэтому реакция на нефть уже не такая сильная, но она все-таки есть, потому что нефть остается главным курсообразующим фактором. Тут можно спорить насчет влияния иранских санкций, насколько это в цене или нет. Я думаю, что все-таки в цене, что Иран поднимет поставки нефти и увеличит экспорт примерно до 500 тысяч баррелей в сутки. Но то, что он хочет не только на 500, но и довести до 1 млн баррелей в сутки, это еще не в цене, поэтому рынок падает. Рынок нефти и вчера биржа Саудовской Аравии тоже на этом упали. Поэтому, я думаю, что иранский фактор не в цене до конца. Будем смотреть, с какой скоростью Иран будет увеличивать поставки нефти на экспорт. Но для рубля главным негативным фактором является даже не столько Иран, сколько рублевая цена на нефть. Рублевая цена на нефть все равно непозволительно низкая, и, скорее всего, с этой точки зрения, рубль переоценен. Поэтому нельзя исключать, что может быть коррекция, но рубль продолжит снижение относительно доллара, и 80 рублей за доллар мы вполне можем увидеть».

Ранее в Тегеране сообщали, что готовы увеличить экспорт на полмиллиона баррелей в сутки. Всего же Иран может поставлять на мировой рынок до миллиона баррелей нефти в сутки.

В понедельник с довольно оптимистичными оценками выступили в ОПЕК. Там считают, что благодаря скоординированным действиям поставщиков нефти, рынок вернется к стабильности. А в странах, не входящих в картель, добыча вскоре может упасть на 660 тысяч баррелей в сутки. В первую очередь речь идет об американской сланцевой нефти. Можно ли верить таким прогнозам?

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании Rusenergy«Во-первых, любые прогнозы, исходящие из ОПЕК, как показывает практика, не имеют ничего общего с реальностью и с тем, что происходит в отрасли. Это чистая пропаганда. Второе. В американских компаниях, которые занимаются добычей нефти, действительно, наблюдается некоторый отток инвестиций, сворачивание операций, но добыча падает не так сильно, как ожидалось, это, во-первых. И, во-вторых, при малейшем повышении цены очень гибко нефтедобывающие компании в США способны возобновить добычу и снова быстро нарастить ее объем. В-третьих, объем, ну, 660 тысяч баррелей в сутки — это, по сравнению с общей добычей США в 10 млн баррелей и с мировым предложением нефти в 92 млн баррелей в сутки — это ничего. Поэтому на общую ситуацию на рынке это никак не повлияет, тем более что примерно такой же объем нефти, новой нефти, должен выбросить в ближайшее время на рынок не кто иной, как Иран».

Банкротства американских производителей нефти рынок ожидает довольно давно. Первые опасения высказывались еще в 2014 году, когда только началось падение нефти. В 2015 звучали оценки, что крах сланцевой революции может наступить во втором полугодии, после чего, естественно, резко пойдут вверх цены на углеводороды. Количество нефтяных буровых вышек в США действительно резко сократилось. По последним данным — на 62% по сравнению с началом прошлого года. И все-таки массовые банкротства пока не наступают. Почему?

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «Универ — Капитал»«Когда подобные оценки делают эксперты, грубо говоря, — это полгода более чем хорошие результаты, это абсолютно нормально, особенно, если учесть, что всегда есть разница в доступе к финансированию в различных регионах. В принципе, ведь и добыча сланцевой нефти снижается в США, и довольно существенно снижается. Вопрос просто в том, насколько она будет падать и в дальнейшем, и будет ли у них обвальное снижение. Мы видим, что, в принципе, начались уже первые дефолты, более чем на 1,5-2 млрд долларов объемом. На уровне глубины сектора, да, очень трудно предсказать. Поэтому здесь нужно ждать, что если цены, действительно, как прогнозируют, придут на уровень 20 долларов за баррель, это у нас в диапазоне 20-25, то добыча будет падать очень сильно, и сланцевой нефти тоже. Но здесь уже будет вопрос не о сланцевой нефти, здесь будет очень сильно падать добыча практически по всему миру у всех компаний, у самых разных государственных компаний она будет снижаться. То есть это от Канады до Мексики и от России до Саудовской Аравии будет снижение».

Ранее The Wall Street Journal сообщала, что при нынешних нефтяных ценах, может обанкротиться треть сланцевых производителей США. Правда, произойдет это только через полтора года.

И еще одна, на этот раз курьезная новость, связанная с американскими нефтяниками. Цена на один из сортов американской низкокачественной нефти — из Северной Дакоты — опустилась ниже нуля. Покупатель потребовал от продавца доплатить по полдоллара за баррель, чтобы он забрал сырье. А еще год назад за эту марку давали 13 долларов, а два года назад — 47.