Нацвалюта падала вслед за нефтью. Остальные цифры — это прогнозы по стоимости доллара, которые активно обсуждали аналитики в среду. Есть ли основание для таких прогнозов, в том числе 210 за доллар? Как российские власти реагировали на происходящее на валютном рынке? И как повело себя население?

Сами по себе цифры на графиках завораживающие. Доллар сначала 80, потом 81 и после завершения торговой сессии 82. Нефть меньше 28. Но есть и более впечатляющие цифры. Правда, пока из разряда прогнозов. Bank of America Merrill Lynch: при нефти в 25 доллар должен стоить 210 рублей — для бездефицитного исполнения российского бюджета на этот год. Для бюджета с дефицитом в 3% ВВП, как требовал президент, доллар должен стоить 140 рублей. Объяснить такие расчеты мы попросили главного экономиста «Альфа-Банка» Наталью Орлову.

Наталья Орловаглавный экономист «Альфа-Банка»«Я свечку не держала и расчеты такие не делала. Мне представляется, что такие курсы — 140, 210 — это расчет в предпосылке, что правительство ничего не будет менять, а просто за счет коррекции курса постарается решить проблемы дефицита. Что, по моим представлениям, в корне неправильно, все-таки, валютный курс устанавливается, исходя из состояния платежного баланса. Нельзя считать, что все проблемы бюджета правительство будет решать исключительно девальвацией, все-таки есть понятие секвестра бюджета, есть возможности повышения налоговой нагрузки».

Плюс к этому, российские резервы при падении рубля в рублях же увеличиваются, потому как хранятся в иностранной валюте. И что касается резервов, то вот еще одна завораживающая цифра. 90 рублей за доллар. При таком пороге Центробанк может вернуться на валютный рынок с интервенциями. Об этом со ссылкой на аналитиков сообщил Bloomberg. Интересно, что эти данные и расчеты Bank of America появились вечером вторника и в ночь на среду, то есть накануне падения. Игроки, вероятно, читали об этом за чашкой кофе, перед торгами. Реагируют ли трейдеры на такие прогнозы? Мнение аналитика группы компаний «ФИНАМ» Богдана Зварича.

Богдан Зваричаналитик группы компаний «ФИНАМ»«Как-то серьезно реагировать и что-то делать по этому поводу, на мой взгляд, не надо, и я не думаю, что в ближайшее время доллар может подняться выше 100 рублей. Что называется, каждый трейдер решает для себя, поэтому реакция складывается из реакции различных людей. Может быть, кого-то подобные прогнозы и напрягают достаточно серьезно, и они предпочитают ту ситуацию, которая сейчас существует на рынке нефти, покупать доллары на текущих уровнях».

Кстати, нефть уже стоила на этой неделе 28 долларов за баррель и меньше. Это было в понедельник, но тогда рубль хоть и падал, но в пределах разумного. Можно предположить, что в среду на бирже вновь началась паника. Которая перекинулась и в обменные пункты — в столичных обменниках нам рассказывали, что валюты нет, все раскупили:

- Валюты нет еще.
- Вообще никакой?
- Вообще. Рубли есть.
- А когда появится валюта?
- Уже, наверно, завтра.
- Все раскупили?
- Да, все под заказ.

Это личное ощущение, но, кажется, что наступает новый психологический шок. Прошлый мы пережили в декабре 2014-го. И недаром, 20 января был побит рублевый антирекорд тех дней. Как говорится, психологически важный. Все помнят, чем все закончилось тогда — паникой, набегами населения на банки, осознанием нового глубокого кризиса. Девальвацию, к которой казалось, все привыкли, снова обсуждают везде — в соцсетях, на улицах. В такой ситуации неосторожный и не имеющий реальных оснований прогноз способен спровоцировать очень неприятные события. Но даже и без сумасшедших цифр, понятно, что до «сакрального» дна еще далеко. Комментирует главный экономист ПФ Капитал Евгений Надоршин.

Евгений Надоршинглавный экономист ПФ Капитал«Нет, нет, нет, еще есть куда покопать, я вас уверяю. Все не так плохо для федерального бюджета, поймите меня правильно. Представляется, что в декабре у нас начался рост безработицы. То, что я наблюдаю, это, в общем, здоровый процесс для экономики, но это болезненный процесс для домохозяйств. Эта тяжесть сейчас в меньшей степени обсуждается, здесь еще страдания далеки от завершения. Курс рубля, конечно, может быть несколько менее комфортным, 85, я думаю, даже не 90».

Власти реагировали сдержанно. «Вроде, все нормально», — сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов и посоветовал меньше смотреть на курсы. «Курс рубля близок к фундаментальному значению» — это уже слова главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. «Курс российского рубля отражает ситуацию на энергетическом рынке», — заявил министр финансов Антон Силуанов. Вероятно, чиновники имели цель успокоить. Но, кажется, что и госслужащие были заворожены цифрами дня. В конце концов, они тоже граждане России. И даже в этом году не поехали в Давос.