Госдеп США предлагает Лондону продолжить расследование дела Литвиненко. Данные распространенного в Великобритании доклада об убийстве бывшего российского гражданина Александра Литвиненко вызвали озабоченность в США, Лондон должен продолжить расследование, заявил представитель американского госдепартамента Марк Тонер. США в будущем могут принять меры в отношении России в связи с докладом о смерти Литвиненко, сообщил на брифинге представитель Белого дома Джош Эрнест. «Озабоченность, проявленная властями Великобритании, понятна. Мы считаем, что могут быть приняты особые действия для того, чтобы отреагировать на эту озабоченность», — сказал он.

Дело Литвиненко закрыто: британский коронер обвинил в его убийстве экс-офицера ФСБ Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Более того, он предположил, что преступление, возможно, было совершено с одобрения руководства России. Публикация доклада спровоцировала острую реакцию как в Москве, так и в Лондоне. Премьер-министр Кэмерон назвал итоги общественного расследование тревожными и не исключил «карательных» мер в отношении России. МИД Великобритании заявил о намерении вызвать российского посла Александра Яковенко. Идет ли речь о новых санкциях против России, и какими они могут быть?

Георгий Бовтполитолог, журналист«Это может быть нефть вроде списка Магнитского, но я думаю, что масштаба формальных санкций это не примет. В Британии многие будут исходить из того, что российские власти по их мнению замешаны в этом. Соответственно, это наложит очень серьезные ограничения на отношения не только на высшем уровне, но вообще на политические отношения между нашими странами. В общем британские обвинители, судьи остановились в 5 минутах от того, чтобы напрямую обвинить в этой смерти высшее российское руководство. Конечно, такие, даже без 5 минут обвинения без последствий не остаются. Отношения будут плохими. И вот эта аура этого несостоявшегося обвинения будет над ними висеть».

В свою очередь, Луговой назвал расследование жалкой попыткой Лондона использовать «скелет в шкафу» в угоду политическим амбициям. Отреагировали на публикацию доклада и в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал его «квазирасследование».

Дмитрий Песковзаместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ«Знаете, мы всегда дорожили добрыми отношениями с Великобританией, и после того как произошла вот эта трагедия с Литвиненко, собственно, Россия рассчитывала на тесное взаимодействие и сотрудничество с британцами в расследовании этого дела. К сожалению, британцы пошли на заморозку не только взаимодействия, но и диалога в подавляющем большинстве. Россия никогда не была инициатором такого подмораживания и замораживания двусторонних отношений. Подробные, я бы назвал это такие квазирасследования, о которых идет сегодня речь, безусловно, способны лишь еще больше отравить атмосферу наших двусторонних отношений. Еще раз повторяю, мы никогда не были инициаторами этого и можем выразить лишь сожаление. Почему я говорю квазирасследования, и почему мы не можем воспринимать это как расследование? Потому что речь идет о неких суждениях, собственно, основанных на вероятности, на использовании слов «возможно» и «вероятно». Подобная терминология не допускается в нашей судебной практике, не допускается она и в судебных практиках других стран мира, и, безусловно, не может нами восприниматься как вердикт, ни в одной части того, что указывается в упомянутом вами тексте. В целом это, скорее, может быть, это шутка, но, скорее всего, это можно отнести к такому изящному британскому юмору. Тот факт, что публичное и открытое расследование зиждется на закрытых данных спецслужб, не названных спецслужб, и что вердикт, который выносится на основе этих эфемерных данных, озвучивается с обильным использованием слов «возможно» и «вероятно».

Напомним, публичные слушания по делу Литвиненко начались в январе прошлого года. На их проведении настояла вдова отравленного экс-сотрудника ФСБ Марина Литвиненко, которая также представила суду документы о том, что ее муж был сотрудником британской разведки МИ-6. По своему статусу публичное расследование не приравнивается к судебному процессу. Главная задача — не установить вину, а определить важные факты и обстоятельства преступления. Основные выводы из трехсотстраничного доклада коронер Роберт Оуэн озвучил в Верховном суде Лондона. Это выступление в прямом эфире транслировали большинство британских телеканалов.

Роберт Оуэнкоронер«Я уверен, что мистер Луговой и мистер Ковтун поместили полоний 210 в заварочный чайник мистера Литвиненко с целью отравить последнего. Причем, я уверен, что до того момента, 16 октября 2010 они уже предпринимали попытку отравить Литвиненко, также используя полоний. Вот то, во что я не верю, так это в то, что Луговой и Ковтун в точности знали, какой состав они используют, и все его свойства. Мои выводы наталкивают меня на дальнейшие вопросы. Нет доказательств, позволяющих предположить, что эти двое действовали по личным мотивам. Все данные ведут в одну сторону: они явно действовали по поручению кого-то еще. Я заключил, что существует серьезная вероятность того, что Луговой отравил Литвиненко по приказу ФСБ. Я также пришел к выводу, что эту операцию, возможно, одобрил Патрушев, затем глава ФСБ, а также президент Путин».

Юристы обратили внимание, на то, что судья Оуэн использовал слова «возможно» и «вероятно», когда говорил о причастности к преступлению руководства России. Эту деталь комментирует глава юридической компании «Гололобов энд партнерс» Дмитрий Гололобов.

Дмитрий Гололобовглава юридической компании «Гололобов энд партнерс»«По вопросу ответственности российского государства там дословно сказано, что пробы были, то есть, возможно, вероятно, вот эти действия Ковтуна и Лугового были санкционированы руководством ФСБ и лично президентом Путиным. Но, в принципе, эта фраза говорит ни о чем, поскольку ее можно поставить в доклад о смерти любого сотрудника и ФСБ или лица, причастного к спецслужбам, что это, возможно, было санкционировано руководством спецслужб. Хотели показать, что все-таки что-то проводилось. Но, понимаете, само выражение «возможно», оно... там написано, что имеются косвенные улики. Ну, косвенные улики, хорошо, работал в ФСБ, был конфликт с российским государством. Таких людей по миру достаточно много, которых каждый день никто не убивает. Ну, хорошо, было такое, но там нет никаких доказательств, что это были какие-то указания, какие-то прямые действия. И вопрос в том, что гора даже родила не мышь, а какого-то клопа. То есть смысла в этом я не усматриваю на основании этого доклада никакого».

В Москве уверены, что действия Лондона по расследованию «дела Литвиненко» имеют политическую подоплеку. Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, у России «не было оснований ожидать», что итоговый доклад окажется объективным и беспристрастным. «Результат полутора закулисных лет, которые проходили под председательством, казалось бы, профессионального судьи, оказался для нас вполне ожидаемым, — отметила Захарова. — Никакого новаторства мы не увидели. Это логичный итог квазисудебного процесса». «Цель одна — очернить Россию, ее представителей, российское руководство», — подчеркнула она.

Мария Захароваофициальный представитель МИД РФ«Мы вынуждены констатировать, что результат полутора лет закулисных игр, а по-другому, честно говоря, назвать этот процесс очень сложно, закулисные игры проходили под председательством, казалось бы профессионального судьи, все это оказалось для нас вполне ожидаемым. Все это стало логичным итогом псевдосудебного, квазисудебного процесса, который был разыгран британским судом и исполнительной властью, что уже само по себе является, мягко говоря противоречивым. На самом деле можно сказать и преступным. Цель была одна, она была очевидна с самого начала — очернить Россию, очернить ее официальных представителей, ее руководство. И в этой связи необходимо напомнить, что, мягко говоря вот эта своеобразная форма расследования не является и не являлась, кстати говоря, вопреки своему названию ни прозрачной, ни гласной, причем как для российской стороны, так и для британской общественности».

Это общественное расследование, рассказал Business FM собственный корреспондент «Московского комсомольца» в Лондоне Зураб Налбандян.

Зураб Налбандянсобственный корреспондент «Московского комсомольца» в Лондоне«По сути дела, вся основная часть этого 224-страничного доклада или вердикта, все факты просто изложены для последней проверки, как это делается, отчеты о следствии. Пожалуй, самый главный итог этого доклада и в то же время самый неожиданный заключается в том, что, если, скажем, вина Лугового здесь все эти годы, особенно после полицейского расследования, считалась более или менее очевидной, то сюрпризом стало, что он связал напрямую этой убийство с ФСБ. Это некоторая неожиданность, потому что даже те, кто настаивал, что российское руководство причастно к этому убийству, тем не менее, даже они не очень рассчитывали на то, что это прозвучит в окончательном докладе».

Отметим, что Россия не намерена выдавать Британии Лугового и Ковтуна, не будет подвергать их уголовному преследованию, сообщил информированный источник «Интерфакс» в правоохранительных органах РФ.