У российских продавцов два «Киберпонедельника»: первый — со всем миром, в ноябре, сразу после «Черной пятницы», и второй — свой, отечественный, в конце января. В этом году в тотальной онлайн-распродаже, которая пройдет 25 января, будут участвовать менее сотни магазинов. Это примерно 0,2% торгового онлайна — статистическая погрешность, если судить по количеству продавцов.

Скидки же обещают впечатляющие — до 90%, но, как показал опыт прошлых «Киберпонедельников», большинство из них будут виртуальными: за пару дней до обещанной распродажи продавцы взвинтят цены и потом установят такую скидку, чтобы покупатель приобрел товар по той же цене, что и в обычный день, или немного дороже.

Изобретение это не российское, но именно в России «эфемерное» удешевление стало фирменным стилем розничной торговли. Почему так произошло, Business FM объяснила заместитель генерального директора Vector Market Research Дина Григолая.

Дина Григолаязамгендиректора Vector Market Research«В нашем случае мы имеем ограничения, связанные с системой продажи, с тем, что не все покупают в Интернете или не все достаточно хорошо ищут информацию в Интернете о разнице в цене. Ассортиментная линейка зачастую урезана в силу разных прагматических особенностей ввоза электроники и бытовой техники на российский рынок».

Покупательская активность в январе — едва ли не самая низкая в году. Именно поэтому и был придуман отечественный «Киберпонедельник»: в этот день продажи вырастают сразу на 10-15%, а количество посетителей на сайте — в 6-7 раз. Это и приводит к массовым переплатам. Покупателей по сути обманывают, но все по закону, отмечает адвокат Общества защиты прав потребителя Дмитрий Лесняк:

Дмитрий Леснякадвокат Общества защиты прав потребителя«Никаких способов борьбы с этим нет и быть не может, потому что ценообразование у нас свободное. Как продавец решил преподнести обоснование своей стоимости товара, так и будет. Единственный способ сэкономить средства и свои ресурсы — провести собственное исследование. Благо у нас есть Интернет, и можно легко сравнить стоимость одного и того же товара у разных продавцов и выбрать что-то более экономное».

А еще «Яндекс» и Google с легкостью смогут рассказать, сколько стоил тот или иной товар до распродажи. Для этого необходимо заглянуть в кэш поисковиков. Дело минутное, а выгода может быть значительной.