На фоне обвала рубля россияне начали скупать в кредит электронику и бытовую технику. Как пишет газета «Коммерсантъ», в январе банки увидели нетипичный рост спроса на такие кредиты. По мнению экспертов, граждане повторяют прошлогодние ошибки, активно скупая, правда, теперь уже на кредитные средства товары в торговых сетях. В условиях девальвации рубля и усугубляющегося экономического спада это может быть рискованным как для заемщиков, так и для банков.

О причинах роста спроса рассуждает старший вице-президент «Альфа-Банка», директор по развитию массового сегмента Дмитрий Жиздюк.

Дмитрий Жиздюкстарший вице-президент «Альфа-Банка», директор по развитию массового сегмента«В первые 10 дней января мы выдавали практически столько же кредитов, сколько выдавали в конце декабря, что достаточно необычно для потребительского рынка. Причин несколько, наверное, и одна из основных — это хороший сохраняющийся покупательский спрос. Он поддержан несколькими тоже факторами. С одной стороны, те активности и акции розничных продавцов, которые обычно заканчивались 31 декабря, они в этом году продлены, и это дает, конечно, эффект. Вместе с этим реклама кредитов, которая практически исчезла в прошлом году у розничных продавцов, она в этом году вернулась и кредитование является достаточно существенной частью дополнительного спроса, который мы в этом году видим».

Что же подталкивает потребителей идти за техникой в магазины?

Антон Пантелеевэксперт по ритейлу«Рост продаж в кредит связан с тем, что практически все крупные ритейлеры сейчас активно продвигают продажи в кредит, у всех у них сейчас идут рекламные кампании, связанные с кредитами. В прошлом году в этот же период времени наблюдалась очень сильная нестабильность на рынке, не было вообще никаких кредитных программ, поэтому, если сравнивать с прошлым годом, ситуация гораздо лучше и у самих банков, и в продажах в кредит в принципе. Что касается именно продаж в кредит, то сейчас, вполне возможно, у людей просто нет свободных денег, и чтобы сделать какие-то крупные инвестиционные покупки, они прибегают к кредитным деньгам. Это ситуация распространенная, она повторяется уже не первый раз, когда резко скачет курс рубля, за день он вырастает на несколько рублей, то люди склонны делать покупки, которые они достаточно долго откладывали, и в этот раз ситуация не поменялась. И в прошлый раз, и в этот раз ситуация с изменением цен не будет единовременной. Техника не дорожает спустя неделю после того, как изменился курс доллара. В прошлый раз, если мы берем прошлый декабрь, цены выросли в течение полугода, потому что запасы на складах у крупных ритейлеров есть в течение трех месяцев как минимум. Что касается изменения в ценах, то они могут составлять от 10% до 30%. Опять же, все зависит от того, насколько будет в дальнейшем изменяться курс рубля по отношению к доллару».

Насколько рискованы POS-кредиты, ориентированные на выдачу займов на определенные товары непосредственно в торговых точках, для банков и рядовых покупателей в условиях текущей кризисной ситуации? Business FM рассказал об этом первый заместитель президента — председателя Правления «Лето Банк» Георгий Горшков.

Георгий Горшковпервый заместитель президента — председателя Правления «Лето Банк»«В POS-кредитовании клиент не получает деньги, он получает товар. Значительную часть товаров сложно перепродать. Скорее всего, большая часть товаров идет для личного использования. Кредитование наличными — человек получает наличные, банк никаким образом не контролирует их целевое использование. Поэтому наличные деньги идут на ту цель, которую клиент заявлял при оформлении кредита, или на перекредитование старых долгов. Или идут на еду, потому что денег у человека на еду не хватает, это мы проверить не можем. С моей точки зрения, POS-кредитование — это менее рисковый бизнес, другое дело, что он менее маржинальный для банков. Если клиент четко осознает свои потребности и оценил свои возможности по дальнейшему возврату кредита, то POS-кредитование везде в мире, не только в России, является достаточно интересным способом приобретения товара, это де-факто во многих случаях рассрочка, таким же привлекательным, как и кредитные карточки, если у кредитной карточки есть период, и кредитной карточкой можно расплатиться в магазине, это настолько же привлекательный способ покупки того или иного товара».

По данным Центробанка еще на 1 сентября прошлого года, объем просроченных россиянами кредитов составлял 850 млрд рублей. При этом общая сумма оформленных населением займов составляет 10,7 трлн рублей. В то же время ритейлеры рассказывают о дефиците iPhone в России. По данным СМИ, опросивших представителей отрасли, дефицит возник из-за высокого спроса в декабре и начале января.