Центробанк начал интервенции, но пока словесные. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заверила, что у регулятора есть «набор инструментов, чтобы заранее предотвращать угрозы финансовой стабильности». При этом, выступая на коллегии Минфина, она заявила о снижении зависимости курса рубля от цен на нефть.

Эльвира Набиуллинапредседатель Центрального банка РФ«Сейчас текущая ситуация ставит общий вызов и перед бюджетной, и перед денежно-кредитной политикой. Этот вызов — сохранение макроэкономической стабильности в условиях резкого ухудшения ситуации на рынках товаров российского экспорта. Мы видим, что с начала года на мировых рынках наблюдается всплеск волатильности, и на российском рынке в последние несколько дней рост волатильности усилился. Хотелось бы сказать, что Банк России внимательно следит за ситуацией на рынке. Мы мониторим показатели и реализованной, и ожидаемой волатильности. Стремимся не допустить их чрезмерного роста, не обусловленного фундаментальными факторами, а теми, которые связаны с ситуацией с валютной ликвидностью и другими нарушениями в работе рынка. И у нас есть весь набор инструментов для того, чтобы действовать на опережение и заранее предотвращать угрозы финансовой стабильности. Конечно же, всех интересует, что будет дальше. Причиной волатильности на глобальных и российском рынках являются опасения инвесторов относительно ситуации в Китае и волатильность цены на нефть. Для нашей экономики ситуация на рынке нефти является основным фактором. Здесь Антон Силуанов правильно сказал: отскоки цен на нефть могут быть, но ожидать того, что цены на нефть вернутся на тот высокий уровень, который был несколько лет назад, нельзя. Но происходят в связи с этим и позитивные моменты. Рост доли нефтяного экспорта в общем российском товарном экспорте уже снизился с 67% в декабре 2013 года до 48% в декабре 2015 года. Зависимость экономики и курса рубля от нефти снижается. И конечно, нужны все усилия, структурные меры, для того чтобы влиять на диверсификацию экономики и снижать дальше эту зависимость от цен на нефть».

Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что считает необходимыми структурные реформы для роста экономики. Он отметил: бюджетные траты должны быть подстроены под новые условия, Минфин готовит средне- и долгосрочные изменения.

Ситуация в российской экономике сегодня обсуждается и в Давосе. Вице-премьер Юрий Трутнев, выступая там, сказал, что кризис вызывает необходимость проведения реформ в России. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов проведет в ближайшее время серию внеплановых заседаний коллегий экономических ведомств по ситуации в экономике.

Президент на следующей неделе обсудит ситуацию с правительством. Однако ничего чрезвычайного в графике Владимира Путина нет, сообщил во время общения с журналистами пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он снова повторил: резкие колебания курса — это обычная волатильность.

Дмитрий Песковзаместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ«Ничего со вчерашнего дня не изменилось, контакты с правительством состоятся на следующей неделе, мы не исключаем каких-то других совещаний по экономической тематике. Чего-то такого чрезвычайно, не запланированного в графике президента нет. То, что экономисты называют волатильностью, которая обусловлена, в первую очередь, наверное, факторами, связанными с международной конъюнктурой, а также внутриэкономическими факторами, она имеет место, она очевидна, вы видите, что она достаточно разносторонняя. Происходят скачки, и мы видим, как ведут себя энергетические рынки, мы видим, что это касается достаточно большого количества стран и не может не оставлять без влияния мировую экономику в целом, частью которой является Россия, несмотря на те сложности, которые испытывает сейчас в экономике. Но опять же хочется обратить внимание, что это колебания, это волатильность».

Правительство готовит новый антикризисный план по поддержке населения и отраслей, о которых будет доложено Владимиру Путину 27 января. Но, скорее всего, будут дополнительные сокращения расходов казны. Как пишут «Ведомости», правительство может не ограничиться 10-процентным секвестром бюджета. Госструктурам велено искать, на чем они еще могут сэкономить. Причем речь идет не только об увольнении персонала — это продажа активов, а также сокращение издержек.

Business FM обсудила это с советником по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» Сергеем Хестановым.

Сергей Хестановсоветник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер»«Резать придется гораздо больше, чем на 10%. Если цена на нефть, заложенная в бюджет, составляет 50 долларов, текущая цена на рынке — около 30, то разница слишком велика, чтобы ее можно было компенсировать 10-процентным секвестром. Техническая проблема заключается в том, что когда происходит заметный секвестр тех или иных расходных статей, это косвенно затрагивает не только те статьи, которые сокращают, но и программы, логически связанные с сокращаемыми. Именно поэтому, скорее всего, нас ждет не одна ступень секвестра, а как минимум две, может быть, и больше. Кроме того, между министерствами и ведомствами это тоже обычная практика. Разгорается довольно жесткая аппаратная борьба, когда Минфин выступает с инициативой сокращения, но при этом конкретные министерства и ведомства, чей бюджет предполагается урезать, вступают в аппаратную борьбу с целью защитить именно свои расходы. Это делает очень труднопредсказуемыми попытки определить, какие конкретно статьи будут сокращены. Скорее всего, первый секвестр будет произведен относительно равномерно, потому что это легче сделать с организационной точки зрения, то есть правительству гораздо легче потребовать, чтобы все министерства и ведомства сами на те же 10% урезали свои бюджеты. Но секвестр на 10% не решит проблем бюджета. И самое интересное разыграется примерно через квартал после ожидаемого в ближайшее время первого секвестра, скорее всего, это будет в районе августа. До этого времени ситуация будет балансироваться за счет изменения курса рубля, что сейчас и наблюдается».

На вопрос о том, являлись ли сигналом слова главы Минфина Антона Силуанова и зампреда правительства Юрия Трутнева о необходимости проведения структурных реформ, изменилась ли ситуация с той точки зрения, что прежде такие выражение использовали в основном люди не из кабмина, Хестанов ответил: «Абсолютно верно, дело в том, что лозунг о необходимости проведения структурных реформ звучит примерно с года 1987-1988. Причем традиционно этот лозунг провозглашают, прежде всего, сторонники радикальных, либерально-рыночных реформ. Косвенно провозглашение о необходимости структурных реформ, скорее всего, связано с тем, что не на уровне теоретическом, а уже на уровне практическом ожидания быстрого и сильного отскока нефтяных цен ушли в прошлое. С другой стороны, даже оглядываясь в историческую перспективу, трудно найти пример страны, которая бы быстро и успешно провела такого рода реформы. Единственные надежные исторические примеры — это Голландия с «голландской болезнью», но даже Голландии, которая на порядок меньше, чем Россия, при очень низком традиционно для Голландии уровнем коррупции, даже такой стране в таких условиях потребовалось от 12 до 15 лет, чтобы произвести те самые пресловутые структурные реформы и уйти от сырьевой зависимости. Подорожания нефти есть шансы вообще не дождаться».