Выставка Валентина Серова в Третьяковке будет работать до последнего посетителя. Об этом Business FM сообщила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Решение было принято после того, как накануне в результате давки у входа посетители сломали дверь в галерее на Крымском Валу. После этого Третьяковка приостановила онлайн-продажу билетов на выставку Серова, а в парк «Музеон» вызвали дополнительный наряд полиции и дежурную «скорую помощь».

Министра культуры сломанная дверь, остановленная продажа билетов, полиция и «скорая» у галереи не смущают. Владимир Мединский с гордостью заявил: «Мы, наверное, единственная страна в мире, где на выставку нашего великого художника несколько месяцев на морозе будет стоять трехчасовая очередь».

Зельфира Трегулова в интервью Business FM объяснила, почему возникло столпотворение, и призвала не волноваться тех, кто еще не успел увидеть «Девочку с персиками»:

Зельфира Трегуловагенеральный директор Третьяковской галереи«Здесь вопрос коренится в психологии людей, которые собираются в одном месте, и в том, что выставка уже заканчивает свою работу. Мы проанализировали вчерашние и позавчерашние цифры: они не превышают то, что мы принимали в пятницу, субботу и воскресенье прошлой недели, когда все проходили вполне нормально. То же количество людей, но таких ситуаций у дверей, такой давки не возникало. Здесь очень серьезно работает психологический момент. Мы прекратили продажу электронных билетов, потому что основная проблема возникала из-за конфликта двух очередей: очереди с электронными билетами, которая поневоле при таком количестве посетителей выстраивается, и обычной очереди. Причем понятно, что в очереди с электронными билетами стояли более продвинутые и несколько более молодые пользователи, а в очереди за обычными билетами стояли те, кто не так часто пользуется компьютером и Интернетом. Поэтому мы решили, что продолжение продажи электронных билетов будет дополнительно стимулировать проблемы у входа. И я, и мои заместители сейчас постоянно находимся на Крымском Валу, мы будем находиться здесь с 9 утра до того момента, когда уйдут последние посетители, и мы приняли решение постараться за эти три дня принять всех, кто к нам приходит, не ограничиваясь теми официальными часами, которые указаны как время работы музея. Тех, кто все-таки не смогут посетить выставку, я бы пригласила через две недели в Лаврушинский переулок, когда мы восстановим зал Серова. Там висят более 30 принципиальных работ художника в постоянной экспозиции, и это не те залы, где наблюдается самое большое количество посетителей. Мы сделаем специальную навигацию, поэтому тем, кто придут в Лаврушинский, не нужно будет проходить сквозь всю экспозицию. Будет указатель к Серову, и ровно через минуту посетители окажутся около «Девочки с персиками».

Выставка в честь 150-летия Валентина Серова проходит в Центральном доме художника с 7 октября 2015 года. Несколько дней назад ее посетил и президент России. Обзаведясь в конце прошлого года советником по Интернету, Владимир Путин в беседе с министром культуры блеснул знанием сетевых мемов:

Владимир Путинпрезидент Российской Федерации«Вы не видели новое издание в Интернете на Девочку с персиками? Посмотрите, полистайте. Там девочка с персиками сидит за длинным новогодним столом».

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова считает, что такой интерес публики к выставке Серова — это огромный успех всего музейного сообщества страны. По ее словам, прекрасна и сама выставка в ЦДХ, и работа пиарщиков, которые, возможно, даже перестарались.

Ольга Свибловадиректор Мультимедиа Арт Музея«Надо поздравить Третьяковскую галерею, потому что был организован очень хороший пиар. Это, конечно, огромная радость: на Крымский Вал в Третьяковскую галерею широкая аудитория на протяжении многих лет практически не ходила, несмотря на то, что там были очень хорошие выставки и экспонируются шедевры русского искусства второй половины XX века. В целом это удача. Перед закрытием выставки, последние четыре дня, была агрессивная кампания, в том числе по телевидению, которое, как известно, все-таки самый сильный побудительный фактор. Конечно, люди туда ломанулись. Я видела очереди, которые ломятся на зарубежные выставки в Париже, других городах, но так, чтобы двери сносили, я не видела. По-видимому, это еще и особенности русского человека и нашей погоды, потому что сейчас довольно холодно и люди просто мерзнут. Я очень не люблю очереди. Понятно, что иногда мы вынуждены их выставлять, но каждый раз ты думаешь, пользуясь таким сильным оружием, которое надо применять умно, как пиар. Если ты чувствуешь, что у тебя идет огромное количество людей, ты в этом момент ослабляешь кампанию по пиару выставки. Серов не нуждался в последние дни в том, чтобы подтолкнуть публику. А музей может принять какое-то количество людей, а какое-то не может».

Российский писатель, драматург и режиссер Евгений Гришковец не смог объяснить, почему сограждане стремятся прорваться к прекрасному, буквально жертвуя собой:

Евгений Гришковецписатель, драматург и режиссер«Особенно из провинции — я живу в Калининграде — эту новость видеть вообще удивительно. У меня нет никакого объяснения. Да, Серов — любимейший художник, он прекрасен, такая выдающаяся выставка, так много его полотен собрали, и послепраздничные дни. Необъяснимо. Есть много необъяснимого в нашей русской природе, и это один из примеров. Помните, был фильм, по-моему, «Иван Купала», когда прорубь прорубили, а потом все туда стали прыгать. Необъяснимое. Есть все-таки именно в нашей стране много чего необъяснимого и непонятного даже самому носителю русской культуры».

В Интернете очередь к картинам Серова уже начали сравнивать с очередью к Поясу Богородицы и Дарам волхвов.