Воскресенье для полиции предстоит нелегкое, так как противники ультраправых, наверняка, не будут стоять в стороне. Но все это лишь одно из последствий европейского кризиса, связанного с мигрантами, хлынувшими на континент из-за сирийской войны. Протесты начались еще в субботу. Все они крутятся вокруг истории 13-летней русскоязычной девочки из Берлина Лизы, якобы похищенной и изнасилованной мигрантами. Представитель прокуратуры Матрин Штельтнер в интервью Deutsche Welle заявил, что в ходе расследования не было обнаружено никаких доказательств ни похищения, ни изнасилования. Но отказался давать какие-то детали. Именно недостаток информации и становится, по сути, причиной недовольства…

Немецкая полиция как всегда дотошна и следует правилам расследования дел несовершеннолетних. При том, что в нынешней ситуации это прекрасная питательная почва для радикализации общества. Говорит немецкий журналист и прозаик Борис Райтшустер.

Борис Райтшустернемецкий журналист и прозаик«Даже по тому что, говорит адвокат этой семьи, которая раньше была замечена в симпатиях к радикальным правым, можно сделать вывод, что девочка добровольно, похоже, у своего друга была. Может быть, просто придумали эту историю, чтобы не было неприятностей. Сегодня была демонстрация в Берлине и там даже люди имя ее на плакатах вешали. Лишний раз на спине этой девочки делали политический пиар. А немецкая полиция считает, что на первом месте девочка, и поэтому они не говорят о ней. Я не вижу конкретного плана немецкого правительства, чтобы преодолеть этот кризис доверия».

Кризис доверия возник не только между гражданами, но и между государствами. Во время пленарного заседания Европарламента во вторник президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и президент Евросовета Дональд Туск подверглись жестким нападкам парламентариев. В частности, представитель группы евролибералов Ги Верховстадт обвинял их в том, что полностью проваливается договоренность о так называемой «релокализации» беженцев между странами. Что на настоящий момент было релокализовано всего 290 человек — капля в уже многомиллионном море беженцев.

При этом семь стран шенгенского соглашения уже почти что в постоянном режиме восстановили контроль на границах. Все больше идут разговоры о схлопывании или даже об отказе от Шенгена. На первый взгляд, казалось бы, что такого — ну, проверят вам еще раз документы, когда вы будете пересекать границу между Чехией и Германией. Но вопрос это принципиальный, считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

Владимир Брутерэксперт Международного института гуманитарно-политических исследований«Отсутствие Шенгена означает отсутствие Евросоюза как структуры, которая объединила европейские страны. Премьер министр Голландии Марк Рютте, который сейчас председательствует в Евросоюзе, сказал, что у них есть два месяца на то, чтобы спасти Шенген. После того как погода станет теплее, количество мигрантов увеличится, и очевидно, если будут введены защитные меры каждой из стран в отдельности, это будет означать, что Шенген действовать перестает, и это констатация того, что Евросоюз ждут тяжелые времена».

В свете того, что весна и лето не за горами, особо острым становится вопрос взаимодействия с Турцией, на территории которой, по некоторым данным, находится уже до двух миллионов беженцев. Ранее была достигнута договоренность о выделении ей на обустройство беженцев и улучшение контроля за границами с ЕС 3 миллиардов евро. Но и деньги эти выделяют по капле, да и сама Турция не особо активно проводит предусмотренные мероприятия. На фоне этого некоторые политики, как например уже упомянутый Ги Верховстадт, активно призывают Дональда Туска — а это находится именно в его компетенции — провести еще один внеочередной саммит по поводу ситуации с беженцами.