Главная проблема межсирийских переговоров — это участие делегаций от оппозиции и кого можно считать таковой. Ранее пришли сообщения о том, что Россия и США сумели достигнуть компромисса по этому вопросу. Кроме того, СМИ сообщают о том, что две страны приступили к строительству баз в Сирии.

Иноcтранные СМИ в дни перед началом межсирийских переговоров как могли создавали интригу. Началось со статьи в Financial Times о секретной миссии ныне покойного начальника ГРУ Генштаба Игоря Сергуна, который якобы ездил к Башару Асаду просить его уйти в отставку. Предложение было отвергнуто, но западные спецслужбы увидели прогресс в позиции Москвы. Информация газеты была опровергнута и Москвой, и Дамаском.

Далее. Британская Times сообщила, что Россия и США одновременно строят военные базы на северо-востоке Сирии — в 50 километрах друг от друга. Соответственно, в первом случае в районах, подконтрольных Дамаску, и во втором на курдских территориях. Российская база создается, в том числе, для развертывания зенитно-ракетных систем для защиты от атак турецкой армии. Согласно всем этим сообщениям, Турция также начала стягивать к сирийской границе воинские подразделения.

Ну, и, наконец, ключевое. Находясь в Стамбуле, вице-президент США Джо Байден заявил, что поддерживает мирное решение сирийской проблемы, но если не получится, Америка готова уничтожить ИГИЛ военным путем. Многие СМИ — и российские здесь не исключение — растолковали это как намерение применить силу, видимо, и против Асада тоже, и таким образом закрыть вопрос. Вскоре офис вице-президента выступил с опровержением. Второе лицо в администрации не так поняли. Речь идет исключительно о борьбе с террористами. Финалом можно считать сообщение агентства Bloomberg о том, что накануне важнейших межсирийских переговоров Москва и Вашингтон нащупали компромисс. Комментирует политолог Георгий Бовт.

Георгий Бовтполитолог, журналист«Мне кажется, что-то, действительно, наклевывается, надо бы не спугнуть. Поэтому я бы относился к этим утечкам вполне серьезно, но не преувеличивал их значимость. Американцы, на самом деле, не очень хотят посылать туда значительные военные силы. Речь идет о нескольких сотнях боевых единиц спецназа. Нам же надо выходить оттуда каким-то образом, причем не на унизительных условиях».

Опять же, согласно сообщениям СМИ, Россия и США договорились о том, кто должен участвовать в переговорах по Сирии. Здесь главный вопрос — кто террористы, а кто умеренная оппозиция. Но главное, конечно же, это будущее Асада и российское дальнейшее присутствие в Сирии.

Одним из путей к согласию может быть сохранение у власти алавитского правительства после реального ухода нынешнего сирийского лидера. Скорее всего, им, все-таки, придется пожертвовать — это уже ни для кого не секрет. Но еще раньше нужно как то организовать выборы. Продолжает политолог Алексей Арбатов.

Алексей Арбатовруководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН«Чтобы сирийский народ сам решил, надо организовать выборы. Чтобы организовать выборы, надо прекратить стрельбу. Надо отогнать «Исламское государство», другие террористические организации. Нужно учесть тех, кто там есть и может голосовать. Короче говоря, это огромный, тяжелейший и очень дорогостоящий административный процесс».

Последние заявления, в частности, госсекретаря США Джона Керри дают основания предполагать, что уходящая администрация намерена форсировать процесс и решить проблему горячих точек в самые сжатые сроки. Речь идет и о Сирии, и об Украине. Россия готова к компромиссу — ей важно снятие санкций. Но большинство наблюдателей настроены крайне скептически. Говорят о том, что это скорее видимость мирного процесса. Нескольких месяцев здесь явно недостаточно.