«Газпром» рухнул в рейтинге мировых брендов по версии Brand Finance более чем на 100 позиций. В топ-500 самых дорогих брендов в этом году вошли лишь четыре российские компании: Сбербанк, «Лукойл», «Газпром» и МТС. В обновленном списке стало на две российские компании меньше: в 2016 году в него не вошла торговая сеть «Магнит» и оператор «Мегафон».

Все российские бренды за год потеряли в цене. Лидером падения стал «Газпром», который опустился со 178-го до 299-го места в списке. В чем причина такой динамики?

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании Rusenergy«Здесь никакого сюрприза нет. Первая причина в том, что компания принимает абсолютно неэффективные решения, то есть некомпетентность менеджмента здесь на первом месте. Компания затевает инвестиционные проекты, которые не могут окупиться ни в коем случае, решения продиктованы политическими, а не экономическими мотивами. Кроме того компания теряет прибыли и рынки. Нет никаких надежд на выход на новые рынки, такие как широко разрекламированный китайский. Компания проиграла мировое соревнование за рынок сжиженного природного газа. По всем показателям, по каким можно представить, эта компания плохо управляется и коммерчески несостоятельна».

«Газпром» теряет потребителей на всех рынках, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

Рустам Танкаевведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России«Если 10 лет назад «Газпром» занимал на внутреннем рынке России 86%, то в 2015-м компания обеспечивала всего 35% потребителей газа на внутреннем рынке России. Это очень большая потеря. На внешнем рынке «Газпром» также потерял приблизительно 40% потребителей. Главной потерей является Украина, которая всегда была номером один по экспорту газа и в лучшие годы потребляла 60 млрд кубометров газпромовского газа в год. Но поставки на Украину сейчас прекратились. В значительной мере в других странах Европы «Газпром» тоже потеснили. Это было связано с тем, что в течение года большую часть времени биржевые, спотовые цены на газ были ниже цен газпромовского газа. Из-за них «Газпром» благополучно вытеснялся другими видами газа, другими поставщиками. Сейчас компания исправляет эту ошибку, постепенно меняет условия продажи газа, но это идет не очень быстро».

Первое место в рейтинге самых дорогих брендов сохранила компания Apple. На втором месте — Google, на третьем — Samsung.