В Конституционный суд России поступил запрос Минюста о возможности неисполнения решения ЕСПЧ. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе суда. «В ближайшее время обращение будет передано судьям на предварительное изучение», — сказал собеседник агентства. Он отметил, что это первый запрос такого рода после принятого в конце минувшего года закона, согласно которому, КС может признавать неисполнимыми решения международных судов.

Запрос Минюста касается постановления Страсбургского суда по делу «Анчугов и Гладков против России» о том, что действующий в России запрет для заключенных голосовать на выборах противоречит Европейской конвенции. В российской Конституции действительно есть такая норма. Но основной закон можно поменять, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Александр Забейда.

Александр Забейдауправляющий партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры»«В Конституции РФ не так много абсурдных норм, но это, пожалуй, одна из них. Представляется устаревшим пережитком автоматическое лишение права голоса тех, кто помещен под стражу по приговору суда, поскольку тяжесть содеянного не всегда может совпадать с адекватностью наказания. Позиция законодателя, согласно которой Конституцию очень сложно изменить, понятна. И в качестве одного из обоснований может прозвучать, что мы сейчас не можем себе позволить референдум, потому что это не Олимпиада, это стоит дорого, и на это сейчас нет денег. Но когда стоял вопрос об увеличении президентских сроков и изменении конституции в соответствии с этим, таких проблем не возникало. Я думаю, что с учетом позиции российских властей, нарушение конвенции, которое установлено Европейским судом, имеет все шансы стать системными. И вопрос о членстве России в Совете Европы будет звучать вновь и вновь. Если Россия вдруг выйдет из Совета Европы, то любые решения ЕСПЧ потеряют свою силу, а сейчас, пожалуй, это единственная организация, которая стоит в споре между гражданином и государством, и выход из Совета Европы будет являться откатом в каменный век».

Именно на постановлении ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России» российские власти могут опробовать механизм неисполнения решений Страсбургского суда, наиболее резонансным из которых является требование выплаты почти 2 млрд евро акционерам ЮКОСа. Какие будут последствия решения КС, если он определит, что постановление Страсбургского суда можно не исполнять?

Надежда Ермолаеваадвокат бюро «Мусаев и партнеры»«Мое личное мнение: просто крышка котла, в котором бурлит наше общество, захлопнулась, и мы получим абсолютно взрывоопасную ситуацию, когда люди не будут иметь возможность вынести свой спор с государством, в том числе, на иной уровень, кроме этого государства. Ни для кого не секрет, что наша система правоохранительная оставляет желать лучшего, и фактически в очень многих делах, с которыми я сейчас сталкиваюсь, очень многие мои коллеги ориентируются изначально на то, что добиться справедливости в России не удастся. Единственным светом в конце тоннеля для многих, чьи права нарушены и ущемлены, остается Европейский суд. Если наши властители будут настолько не мудры и не предусмотрительны, что лишат людей этого шанса, с моей точки зрения, ситуация будет просто взрывоопасной».

На минувшей неделе председатель Европейского суда по правам человека Гвидо Раймонди заявил, что государства, которые не исполняют решения ЕСПЧ, не могут оставаться в составе Совета Европы