Филармония менее чем за сутки продала абонементы на 100 млн рублей. Живая очередь у касс начала выстраиваться с 07:00. В Минкультуры говорят, что спрос на абонементы — такой же феномен, как и очередь на выставку Серова. Поклонники классической музыки не согласны. Они утверждают, что очереди за абонементами, позволяющими сэкономить, — привычное явление.

Ничего удивительного не видит и пианист Денис Мацуев.

Денис Мацуевпианист«Такое происходит каждый год, просто как-то сейчас на этом сфокусировались, и это выстрелило, но абонементы — это возможность купить дешевые билеты. Потому что, скажем так, за 10 тысяч рублей есть и за 5, за 4 и за 3 тысячи. Купить абонемент, там 4 концерта выдающихся мастеров, поверьте, начало продажи абонементов можно сравнить с сумасшествием. Такое же могу сравнить с открытием касс во время начала объявления продажи билетов на фестиваль в Иркутске «Звезды на Байкале». Люди занимают с 4 часов утра очередь и пишут номера на руках, как раньше в советские времена в очереди за колбасой. Знаете, возраст публики, скажем, в Карнеги-холле, когда я смотрю на зал, это можно на афише писать 60+. То же самое происходит в Лондоне, в Берлине, в Вене, в других европейских столицах. У нас половина, как минимум, я могу это точно утверждать, потому что я гастролирую по России очень много, половина — это молодые лица. Это удивительно. Я думаю, что если мы говорим о каких-то последних завоеваниях в культуре за последнее время, если так можно сказать, безусловно, это огромный целый пласт нового поколения, который ходит на классическую музыку. Причем это необязательно музыканты, это просто молодые люди, которые приучились, и они понимают, что это вечно, это настоящее, это просвещение, это одухотворение, это лечение от безумных проблем и плохих новостей. Мы устали от плохих новостей, понимаете, это храм искусств».

Тенденция характерна не только для классической музыки, высокий спрос на искусство в России — это не новость, считает писатель Дмитрий Быков.

Дмитрий Быковписатель«Ничего принципиально нового не происходит. Последние три года я наблюдаю огромный всплеск интереса к литературе, посмотрите, что творится на книжных ярмарках, особенно на фикшн, смотрите, как разлетаются абсолютно очень серьезные тексты. Посмотрите, как переполнены залы всегда на показах, действительно серьезного кино, как ломятся на фестивальные фильмы. И, во всяком случае, на наш лекторий «Прямая речь» даже в самые трудные времена, а там трудные авторы — и Наталья Басовская, Варгафтик, Лабковский, то есть люди, которые говорят достаточно на серьезном уровне, на уровне научном. И там кошмар просто, мы в самые тяжелые кризисные моменты умудряемся собирать залы. Это народная такая, знаете, реакция на оглупление всемирное. Потому что это не только русский процесс, на массовую культуру в ответ идет вспышка интереса к культуре серьезной, это совершенно нормально. Кризис здесь совершенно ни при чем, это кризис российской системы образования, это нежелание людей быть идиотами и их низовой протест, вот и все».

Психологи, однако, допускают, что проблемы в экономике могли подстегнуть интерес к культуре. Вот что Business FM заявил социальный психолог Алексей Рощин.

Алексей Рощинсоциальный психолог«Мне кажется, тут несколько факторов играют свою роль. Во-первых, это, возможно, как раз то, что все-таки именно в столице довольно большая часть жителей привыкла за последние годы, даже, может быть, десятилетия, периодически повышать свой культурный уровень, ездить в Европу и там приобщаться к искусству. А сейчас в связи с известными обстоятельствами, высоким курсом и общим экономическим кризисом эти же люди это делать не могут, и, возможно, мы видим сейчас перед собой какую-то форму компенсации. То есть те, кто не может ехать к сокровищам Лувра или Рима, они вот таким образом компенсируются, отчасти пытаясь полной мерой зачерпывать то, что имеется в самой Москве. И второй фактор, это, скорее всего, может быть, такой социально-психологический, связанный с тем, что у людей по-разному выражается нарастание тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. То есть это увеличивает фактор стадности в имеющихся латентных группах единомышленников. То есть кто-то бросается покупать электронные товары, как это мы видели год назад, а кто-то, может быть, несколько отличающийся культурным уровнем вот таким образом тоже своеобразно сбивается в стаи, только это стаи на основе потребления того, что называется высокое искусство. Вот был Серов, а теперь это филармония. То есть всегда в кризис происходит консолидация людей, то есть люди стараются держаться ближе друг к другу, потому что так менее страшно».

И очереди на Серова, и ажиотажу вокруг абонементов в филармонию можно только радоваться, говорит художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра Павел Коган.

Павел Коганхудожественный руководитель и главный дирижер МГАСО«Я не знаю, стоит ли связывать эти два момента, такой ажиотаж, который наблюдался на выставке и то, что за один день было куплено очень большое количество абонементов московской филармонии. Но, на мой взгляд, означает это лишь одно, что общество становится более зрелым, и что люди ощущают потребность общения с великими творениями классического искусства, будь то живопись или музыка».

Лауреат конкурса имени Чайковского, пианист Николай Луганский в истории с филармонией призывает отказаться от слова «ажиотаж».

Николай Луганскийлауреат конкурса имени Чайковского, пианист«В Москве живет, наверное, 11-12 миллионов человек. Я не думаю, что это ажиотаж, это нормальная ситуация. Это некая нормализация по сравнению с тем, что я не знаю, что было в 90-е годы, но очень многие кричали, что люди перестали ходить на классические концерты. По-моему, это было не совсем так, но об этом кричали. Так что в этом плане я бы сказал, что ситуация нормализовалась и для 11-12 миллионов человек, живущих в городе, это как раз нормально, что такое количество людей хочет прийти на концерты».

В Министерстве культуры напрямую связали очередь в филармонию с очередью на Серова. В Twitter Минкульта так и написали: люди от Третьяковской галереи «переместились» в кассы Московской филармонии. Пользователи соцсетей снова вспомнили песню «Ленинграда» про «лабутены». На этот раз второй куплет: «Мы с Янкой и Маринкой ходили в Мариинку послушать чисто Глинку в партер туды-сюды...».

В этом году персональные абонементы получили оркестр Московской филармонии, Государственный оркестр имени Светланова под управлением Владимира Юровского, Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета и другие. Продажи на концерты Дениса Мацуева начнутся через неделю.