Во времена СССР автомобили были роскошью. К примеру, покупка квартиры в кооперативе зачастую обходилась дешевле, чем новенькие «Жигули», не говоря уже о «Волге». Но проблема была и в масштабах производства. За машинами выстраивались очереди на несколько лет. Выбрать цвет фактически было нельзя, только по знакомству. Что придет, тому и рад.

Тем не менее в СССР, чтобы подстегнуть и так высокий спрос, рекламировали новые модели. Ролики сохранились далеко не все. Многие выглядят смешно в современной реальности, но при этом очень трогательно. BFM.ru собрал ролики по всем легковым автомобилям, выпускавшимся в советское и раннее постсоветское время.

«Запорожцы…»

А начнем с очень продвинутого ролика, созданного для европейских рынков, — рекламы «Таврии», ЗАЗ-1102. Это хэтчбек, созданный по мотивам «Лада Самара» или «Спутник» и выпускавшийся с 1987 года на Запорожском автомобильном заводе. Малолитражка с 1,1-литровым двигателем мощностью 53 лошадиных силы отличалась, во-всяком случае по официальным данным, низким расходом топлива — 4,6 литра на трассе и 6,9 литра в городе. Собственно, рекламный ролик и демонстрирует это экономичным европейцам.

А это уже реклама исключительно для советских граждан: «Запорожец» 966 — новая модель, поступившая в «Магазин по продаже автомобилей». Да, автосалонов в нашем современном понимании тогда не было. Были магазины. Ролик в исполнении легендарного диктора Игоря Леонидовича Кириллова.

Как рекламировали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» — на следующих страницах.

«Волга» — мечта

Лучший советский автомобиль, мечта пролетариата, реальность партийного аппарата — «Волга», ГАЗ-24, 3102. Автомобиль бизнес-класса, просторный (разумеется, по меркам тех времен), мощный — опять же в сравнении с другими автомобилями СССР. Но главное — статусный. Купить черную «Волгу» в свободной продаже было невозможно — они выпускались исключительно для чиновников. Машины других цветов можно было «достать», но по цене трех-четырех квартир, и снова ждать приходилось годами.

Популярность «Волги» в постсоветское время, разумеется, резко упала, так как появились иномарки, превосходящие наш бизнес-седан во всем. Тем не менее ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) решил сыграть на доступности и забывающейся статности. ГАЗ-31029 — модернизированный, слегка упрощенный вариант министерской 3102. Статусная, но при этом доступная всем, в любых цветах — все это в рекламном ролике 90-х годов:

Со времен «Волги ГАЗ 24» машина принципиально не менялась. Новым было переднее и заднее оформление, обновлялись силовые агрегаты. Однако концептуально машина была морально устаревшей. Тем не менее надо было как-то их продавать, в том числе и машины в кузове универсал. Вот одна из последних реклам такой модели. В целом, очень приличная, но по-прежнему наивная:

«Москвичи» пользовались спросом в европейских странах. Как их рекламировали в СССР — на следующей странице.

«Москвич» — звучит гордо

В 1945 году было принято постановление Совета народных комиссаров СССР о развертывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич». Собственно, первая модель «Москвича 400» — это модернизированный немецкий Opel Kadett образца 1938 года. Выпускалась машина на трофейном, пусть и частично, оборудовании. Новая модель, «Москвич» 402, выполненная по мотивам «Волги» ГАЗ-21, которая появилась в том же 1956 году, а позже и модель 407 были уже полностью советской разработкой. И вот как 407-ю сравнивали в СССР с моделью прошлого поколения:

На самом деле одной из самых успешных моделей советского автопрома был «Москвич» 2141 — пятидверный хэтчбек, похожий на вазовскую девятку. Однако машина имела очень просторный салон (больше, чем у «Волги»), а благодаря точным расчетам аэродинамики заднее стекло практически не пачкалось. Поэтому «Москвич 2141» не оснащался задним дворником, как машины конкурентов.

Европа — фанат «Нивы»

ВАЗ 2121, или старая «Нива» — сейчас это имя используется для Chevrolet Niva, наверное, самого успешного автомобиля за пределами СССР. Несущий кузов, понижающий ряд, простая конструкция — настоящий внедорожник. До сих пор «Нивы» продаются в Европе и пользуются, относительно других российских моделей, неплохим спросом. Поэтому и рекламы этой модели во многих странах, от юга до севера Старого света, было немало. Например, так подавали наш ВАЗ 2121 в Португалии:

А это уже шведская реклама более современного варианта «Нивы» с модернизированными задними фонарями и крышкой багажника. Реклама о том, как надо ездить на «Ниве» и на что она способна:

«Жигули» или «Лада»

Все началось с компании FIAT, которая продала СССР оборудование, обучила персонал, наладила производство современных автомобилей, получивших у нас название «Жигули». Это было своеобразной революцией: машины управлялись лучше, чем «Москвичи», были быстрее, чем «Волги». По слухам, первые ВАЗ-2101 даже специально дефорсировали, чтобы их могли догнать «гаишники» на служебных ГАЗ-24.

«Жигули» активно продавали и на зарубежных рынках, прежде всего, конечно, имевших влияние СССР. Но и в Союзе их рекламировали. Да что говорить, создавали целые фильмы, как и, впрочем, при рекламе других автомобилей. Но ролики были основательные, научные, с рекомендациями по эксплуатации. В общем, смотрите сами:

Lada Samara — машина, разработанная при помощи инженеров Porsche. Сначала трехдверный, потом пятидверный хэтчбек, машина уникальная и передовая для СССР. Автомобиль активно продавали в Европе, где их даже слегка модернизировали, и они пользовались неплохим спросом. В 80-е годы, когда отношения с Францией были на подъеме, вышла такая реклама. Вкратце, это уникальный автомобиль с уникальной аэродинамикой. Что, в общем-то, правда для тех времен.