КИНО

«Большой Вавилон»

Документальное кино о жизни труппы Большого театра после нападения на балетмейстера Сергея Филина в 2013 году. Закулисную жизнь снимали британские документалисты.

Говорят, все началось именно с Филина, когда вновь назначенный гендиректор Большого Владимир Урин хотел исправить имидж театра в глазах мировой общественности и дал британским документалистам возможность работать открыто и беспрепятственно. Без ограничений и на доверии — беспрецедентный случай.

Кадр из фильма «Большой Вавилон». Фото: Altitude Films

Закулисную жизнь несколько месяцев снимали режиссер Ник Рид и московский корреспондент Sunday Times Марко Франкетти, который освещал еще чеченскую кампанию.

Марианна Максимовскаяжурналист«Никто ничего не скрывал, на людях все время находились микрофоны, а через какое-то время таких съемок человек — психология так работает — начинает забывать, что его записывают, что за ним все время следит камера, на нем микрофон. Получилась мечта любого документалиста, когда герои сроднились с Марком до такой степени, что в хорошем смысле этого слова перестали его замечать, жили при нем своей обычной жизнью, говорили то, что они думают. Прозвучали какие-то базовые вещи про непрозрачные назначения на роли, про то, что вообще театр — это зеркало того, что происходит в стране».

Документалка основана на серии интервью с Уриным, Цискаридзе, Филиным и балеринами. Фрагменты чередуются с закулисной жизнью и записями, сделанными в суде над артистом Павлом Дмитриченко, которого признали виновным в организации покушения.

Кадр из фильма «Большой Вавилон». Фото: Altitude Films

Урин, кстати, на премьеру не пришел: он уже видел картину раньше и признавался, что смотреть было сложно, так как в фильме британцев в центре внимания оказалась история с облитым кислотой Филиным, а жизнь Большого театра, разумеется, к этому не сводится.

Наталья Синдеевамедиаменеджер«Если человек не знает контекста того, что происходило вокруг Большого театра и в Большом театре, то этот фильм, конечно, не отвечает на эти вопросы. Для человека непосвященного вся эта история остается нераскрытой. Может быть в этом была идея автора. Так как это авторское кино, то, возможно, Франкетти даже не ставил такой задачи, а может, просто хотел приоткрыть для нас кулисы театра».

В ограниченный прокат картина выйдет 4 февраля, а весной его покажет «Первый канал». Интересно, не обрежет ли половину?


Человек, первый рассказавший о Холокосте: фильм «Ян Карский» вышел в прокат.

На экраны вышла документальная лента «Ян Карский. Праведник мира» лауреата премии «Эмми» Славомира Грюнберга. Он прилетел в Москву представить фильм вместе с Владимиром Познером, который дублировал одну из главных ролей для российской версии картины.

Кадр из фильма «Ян Карский. Праведник мира». Фото: Пресс-служба Reflexion Films

До Второй мировой добропорядочного поляка Карского волновала карьера дипломата и красивые женщины, но в 1942 году он представил правительствам в Лондоне и Вашингтоне отчеты о массовом уничтожении польских евреев. Позже он написал об этом книгу. Это выдающийся человек, но о том, кто такой Ян Карский, до участия в проекте не знал и сам Познер. Посмотрев фильм, он сразу согласился.

Владимир Познерсоветский и российский тележурналист, телеведущий«Я дублировал роль человека, который брал интервью у Карского. Самого Карского дублирует наш выдающийся актер Сергей Юрский, а я, получается, в какой-то степени дублирую себя. Есть люди, которых мы должны знать, потому что они в значительной степени собою выражают все то, что есть лучшее в людях. Нам как бы говорят, чтобы мы увидели, как можно себя вести в этой жизни. Это особенно важно на фоне того скепсиса и недоверия, которое сегодня царствует в мире и в России в частности».

Идти стоит всем, кого не отпускает тема Холокоста.

Кадр из фильма «Ян Карский. Праведник мира». Фото: Пресс-служба Reflexion Films

Благодаря фотоснимкам и видеозаписям фильм становится документальной историей превращения людей в нелюдей, причем по обе стороны баррикад.

Марина Латышевакинокритик«То, как это происходит, это поразительно. Мне кажется, что это будет волновать людей. Фильм показывает сам процесс превращения человека в нечеловека. По-моему, это блестящая работа, она и в художественном смысле очень интересно выполнена. Это кино не для развлечения, не для вечера пятницы, но это сильный фильм. Он интересен с точки зрения реальности всех этих событий, деталей. Я советую людям, интересующимся историей, сходить на него».

«Ян Карский» — одна из главных премьер прошедшего недавно в Москве фестиваля «2morrow/Завтра. Впрочем, картина выйдет в прокат: ее можно увидеть на широких экранах с 4 февраля.

О спектаклях фестиваля «Золотая маска», которые ни в коем случае нельзя пропустить, — на следующей странице.

ТЕАТР

«Золотая маска»

Спектакль «Земля». Фото: Anastasia Blur/Пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

Театральный фестиваль будет идти в столице до середины апреля. По традиции в Москву свезли сотни лучших спектаклей со всей страны.

Больше всего внимания заслуживают петербургские спектакли, которые привозят сразу три театра. Любопытный эксперимент — спектакль «Земля» Максима Диденко из Александринского театра, где решили «препарировать» знаменитое советское кино.

Спектакль «Кабаре Брехт». Фото: Виктор Васильев/Пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

Театр Ленсовета привозит «Кабаре Брехт» — один из лучших спектаклей прошлого сезона, который поставил Юрий Бутусов.

Александр Висловтеатральный критик«Сразу три спектакля Большого драматического театра. Все очень разные, не похожи один на другой, поставлены разными режиссерами. Это замечательный спектакль «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева, который поставил сам худрук Андрей Могучий. Спектакль «Zholdak dreams: Похитители чувств», который поставил enfant terrible современного европейского театра Андрей Жолдак, украинский режиссер. И спектакль «Человек», который поставил режиссер из Словении. Он возвращает нас в трагические страницы истории XX века, связанные со Второй мировой войной, с опытом концлагерей. Это мощное художественное высказывание».

Для любителей более классического театра — ярославский спектакль «Месяц в деревне» по Тургеневу и «Колыбельная для Софьи», которую поставил один из лучших провинциальных режиссеров Алексей Песегов.

Спектакль «Колыбельная для Софьи». Фото: Лариса Третьякова/Пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

Песегов адаптировал повесть Замятина «Наводнение». События разворачиваются в Петрограде в 20-е годы во время очередного подъема воды. Кстати, это чуть ли не единственный спектакль, на который все билеты уже распроданы.

Павел Рудневтеатральный критик«Стоит обратить внимание на спектакль Театра кукол из Перми «Толстая тетрадь». Знаменитый и популярный роман венгерской писательницы Аготы Кристоф, которая пишет на французском. Это частная история детей в военном тылу во время Второй мировой войны в Венгрии. Спектакль сделан в жанре театра предмета. Артисты работают не с куклами, а с различными предметами, которые больше их. Это очень детское переживание событий — для ребенка весь мир больше, чем он сам».

Ну и о билетах. Поход на «Кабаре Брехт» 31 марта обойдется от 4 до 10 тысяч рублей, «Пьяные» из БДТ — от 5 до 8 тысяч.

Спектакль «Пьяные». Станислав Левшин/Пресс-служба фестиваля «Золотая маска»

На следующей странице — фестиваль современной чайной культуры, который пройдет на ВДНХ с 4 по 7 февраля.

ЕДА

Накануне китайского Нового года на ВДНХ открывается Фестиваль современной чайной культуры.

Фото: Пресс-служба фестиваля «Чай в табакерке»

С 4 по 7 февраля гостей ВДНХ ждут на Фестивале современной чайной культуры «Чай в табакерке». В павильоне №35 «Табак» в эти дни гостей ждут дегустации, публичные лекции, конкурсы и концерты, посвященные этому древнему напитку. Здесь же пройдет отборочный тур чемпионата по приготовлению чая среди чайных мастеров Tea Masters Cup Russia. Кульминацией фестиваля станет встреча китайского Нового года с шествием дракона, танцем льва и Сунь Укуна — царя обезьян, шоу японских барабанов и самоварными гонками.

В этом году Tea Masters Cup Russia пройдет на Главной выставке страны. У гостей и участников мероприятия будет уникальная возможность посетить один из самых красивых павильонов, который недоступен в обычные дни, — павильон №35 «Табак». Фестиваль продлится четыре дня, чемпионат займет первые три из них. Соревнования пройдут в трех категориях: «Мастерство заваривания чая», «Мастерство чайной композиции» и «Мастерство дегустации чая».

Жюри чемпионата Tea Masters Cup Russia. Фото: Пресс-служба фестиваля «Чай в табакерке»

Старт «Чая в табакерке» дан 4 февраля — в последний день зимы по китайскому солнечному календарю. Фестиваль откроют соревнования для профессионалов в дисциплине «Мастерство чайной композиции» и блицединоборства среди посетителей «Чаи без правил». Каждый желающий сможет посостязаться в искусстве заваривания чая или стать судьей чайного вкуса. Также в этот день прочитают лекции о японской культуре и традициях празднования китайского Нового года.

Во второй день, помимо соревнований и мастер-классов по завариванию чая, гостей фестиваля ждут лекции с демонстрацией японского традиционного искусства реставрации чайной посуды кинцуги и концерт классической японской музыки «Цумигуса».

Фото: Пресс-служба фестиваля «Чай в табакерке»

Следующий день фестиваля будет посвящен мастерству дегустации чая. Участники ознакомятся с заваренными образцами 24 чаев, должны будут запомнить характерные особенности каждого, а затем распознать чаи на повторном предъявлении образцов. Завершится этот день концертом ансамбля «Волки и овцы» «Песни, баллады, былины и небылицы».

В финальный день фестиваля гости станут зрителями и участниками соревнований по топке гигантских самоваров — «Самоварных гонок». Также их ждут на лекциях о чайном бизнесе в России и о японской новогодней одежде и на выставке уникальных самоваров и чайных макрофотографий.

Фото: Пресс-служба фестиваля «Чай в табакерке»

Завершится фестиваль встречей китайского Нового года. На празднике ожидается концерт японских барабанов тайко, гастрономический мастер-класс, дегустация чая в коктейлях, шествие традиционного китайского дракона, танец львов и других персонажей китайского фольклора.

Среди гостей китайского Нового года разыграют приз от партнера, сети отелей Marriott, — две ночи на двоих в пятизвездочном отеле на острове Хайнань.

Для удобства гостей будет организован специальный трансфер «Чаебус», курсирующий от арки Главного входа ВДНХ к живописной запрудной зоне.

На дневные мероприятия фестиваля вход свободный, а на концерты и встречу китайского Нового года вход платный. Билеты можно приобрести здесь. Подробности на сайте.