Кризис застал сегмент торговых центров врасплох: только этот рынок, оправившийся от предыдущих экономических потрясений, начал активно развиваться, причем не только в столице, но и в регионах, как очередные финансовые бури привели к оттоку посетителей и ужесточению конкуренции. И если в Москве, на которую в первую очередь ориентируются как российские, так и западные ритейлеры, ситуация еще более или менее стабильна, то в регионах собственникам ТРЦ приходится несладко.

Впрочем, проект с правильной концепцией и оптимальным пулом арендаторов может быть успешным, невзирая на его месторасположение на карте страны. Как утверждают эксперты, сейчас на конкурентных рынках происходит активная переориентация потока посетителей, в результате чего непрофессиональные ТРЦ начинают стремительно терять покупателей. Причем эта тенденция отчетливее проявляется в насыщенных региональных мегаполисах, а не в столице и тем более не в городах с низкой обеспеченностью.

Кроме того, практика показала, что наиболее уязвимыми в кризис оказались средние по площади объекты, в то время как небольшие и крупные ТЦ сохраняют более устойчивые позиции.

Михаил Рогожинуправляющий директор отдела торговых помещений CBRE«Всегда есть более успешные торговые центры и те, кто испытывает сложности. Как правило, это комплекс факторов: уровень конкуренции в городе, уровень покупательной способности и характеристики самого комплекса: локация, концепция. Очень важное значение имеет качество управления торгового центра. Своевременные решения по ротации арендаторов, улучшению концепции и урегулированию спорных вопросов между собственником и ритейлером способны минимизировать кризисные явления».

Но, несмотря на отток покупателей, не желающих, а зачастую не имеющих возможности без устали предаваться шопингу, аналитики уверены, что подавляющее большинство городов России еще далеки от насыщения торговыми центрами. Наилучшим образом в этом плане дела обстоят в Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, где отмечен наивысший уровень обеспеченности торговыми площадками. Москва в этом рейтинге занимает лишь пятое место, что говорит о хороших перспективах для роста. Но по-настоящему высокий потенциал для развития этого сегмента наблюдается в Перми, Новосибирске, Томске, Хабаровске и Владивостоке.

По словам аналитиков, развитие торговой недвижимости в России идет в двух направлениях: с запада на восток и от крупных мегаполисов к небольшим городам. Девелоперы уже начали постепенно двигаться в сторону Урала и Сибири. По мере насыщения рынков в фокус их интересов стали попадать средние и небольшие города. По прогнозам, к 2017 году лишь 30% городов с населением свыше 300 тысяч человек будут обеспечены торговыми площадями так, как это принято в Европе из расчета свыше 450 квадратных метров на тысячу человек. Разумеется, такие показатели говорят о существенном потенциале для развития торговой недвижимости и сетевой розницы в городах России. Но пока из-за кризиса региональная экспансия торговых операторов снизилась, что привело к серьезному сокращению пула потенциальных арендаторов.

Неудивительно, что девелоперы задумались о пересмотре уже утвержденных проектов и адаптации действующих ТЦ к новым реалиям рынка.

Владислав Николаеврегиональный директор департамента стратегического консалтинга Colliers International Россия«Для удержания покупательской аудитории и конкурентных позиций проводились реконцепции торговых центров, обновление пула арендаторов без закрытия торгового центра и привлечение новых функций в проект. Речь идет о социальных объектах, например, МФЦ и почтовых отделениях. Также применялась частичная реновация объекта, изменение концепции в условиях растущей конкуренции, в частности, из классического торгового центра в дисконт-центр. Ну и наконец, привлечение профессиональной внешней управляющей компании даже теми собственниками торговых центров, которые исторически управляли своим портфелем самостоятельно».

Эффективная коммуникация через соцсети и все виды рекламы также могут снизить отток посетителей, что уже было взято на вооружение рядом девелоперов. Кроме того, в прошлом году собственники торговых центров начали экспериментировать с новыми, чаще всего, развлекательными форматами, привлекая покупателей специальными мероприятиями, вроде выставок, ярмарок и конкурсов.