Берни Сандерс наголову разбил Хиллари Клинтон в Нью-Хэмпшире на вторых праймериз президентской компании. Хотя истэблишмент все еще ставит на экс-госсекретаря, все больше американцев присоединяются к самопровозглашенному социалисту Сандерсу. Что известно о Берни Сандерсе, и есть ли у него шансы стать президентом США?

«Богатые становятся богаче, а бедные — беднее. Мы должны покончить с этим», — вот главный месседж кампании Сандерса, принесший ему голоса 60% демократов в Нью-Хэмпшире. Кроме того, в его политическом портфолио борьба за бесплатную медицину и против расовой дискриминации, защита прав сексуальных меньшинств, критика внешнеполитических вмешательств США и призывы к отмене массовой слежки. И эти довольно радикальные позиции приносят ему политические дивиденды, рассказывает ведущий передачи «При всем уважении» на Bloomberg Марк Хальперин.

Марк Хальперинведущий передачи «При всем уважении» на Bloomberg«СМИ сейчас влюблены в Берни Сандерса. Что бы он ни делал, широко и положительно освещается. А Хиллари сейчас в классической клинтоновской фазе, когда СМИ ее недооценивают — так в свое время было и с Биллом Клинтоном. Даже с учетом этого, в предварительном зачете ее положение по итогам первых двух праймериз выглядит не лучшим образом. Фактическая ничья в Айове, где Берни Сандерса никто толком не знал буквально 9 месяцев назад, а потом разгромное поражение в Нью-Хэмпшире, где Хиллари выиграла у Обамы 8 лет назад, и где началось восхождение Билла Клинтона в президенты в 1992-м».

Так кто же такой Берни Сандерс? 74-летний сын эмигрантов-евреев из Польши, родившийся в Нью-Йорке. Два брака, четверо детей, 7 внуков. В президентской кампании он идет от демократов, но до прошлого года он 25 лет оставался беспартийным конгрессменом. Повестка пожилого Сандерса оказалась созвучна настроениям американской молодежи — в категории от 18 до 24 за него проголосовали 84% жителей Нью-Хэмпшира. Даже среди женщин в этом штате он выиграл у Клинтон, которая претендует на исторический статус первого американского президента-женщины. Причины объясняет американский политолог Меган Мерфи.

Меган Мерфиамериканский политолог«Сандерса нужно рассматривать как эдакого американского Джереми Корбина. Он создает политическое движение, а не работает с избирателями, как это делают традиционные кандидаты. Да, он акцентирует внимание на одной конкретной проблеме, но эта риторика, действительно, резонирует среди электората. Люди очень недовольны социальной несправедливостью и тем, как Уолл-Стрит доминирует в экономике страны. Пока Хиллари Клинтон не удалось найти к ним подхода по этой проблеме, а Сандерс и Трамп успешно эксплуатируют это недовольство — пусть и с диаметрально противоположных сторон политического спектра. Буквально несколько месяцев назад мы и предположить не могли, насколько тяжелой будет кампания Клинтон».

Похоже, что у еще недавно «неизбираемого» Берни Сандерса есть реальные шансы, а значит России пора задуматься над тем, как иметь с ним дело. Судя по его интервью для Fox News, данному на фоне напряженности на Украине, Сандерс — это что-то вроде более жесткого Обамы, но без шансов на военный конфликт.

Берни Сандерскандидат в президенты США от Демократической партии«Нужно изолировать Россию политически, нужно изолировать ее с экономической точки зрения. Например, можно заморозить зарубежные госактивы России. Международные корпорации имеют огромные инвестиции в России — можно пригрозить вывести их. Можно делать разные вещи, но кое-что точно делать нельзя: нельзя развязывать войну и жертвовать жизнями людей. Я не пацифист, но для сдерживания российской агрессии мы должны действовать сообща со всем международным сообществом».

Кампания Сандерса неожиданно создала серьезные проблемы для фаворита демократической гонки Хиллари Клинтон. Непросто привлекать электорат, когда твои крупнейшие доноры — это банки с Уолл-Стрит, а твоего оппонента поддерживают НКО и профсоюзы. В общем зачете пока ведет Клинтон — во многом за счет неизбираемых делегатов, но впереди праймериз почти в пяти десятках штатов. В февральской Северной Каролине по опросам ведет Клинтон, в февральской же Неваде почти ничья, а потом «супервторник» 1 марта — непредсказуемые праймериз в 13 штатах сразу. Посмотрим.