Накануне принятия закона о культурных ценностях в Германии наблюдается срочный отток произведений искусства из частных коллекций. Стоимость вывезенного за последние месяцы специалисты уже оценивают в сотни миллионов евро. Причина — неловкие, как считают эксперты, действия законодателей, которые в скором времени могут принять закон, резко ограничивающий трансграничный оборот особо ценных произведений. Каковы мотивы, которые подтолкнули немецких законодателей на подобный неоднозначный шаг? Что общего и разного у этого законопроекта с тем, что предлагается принять в России?

Согласно данным газеты об искусстве The Art Newspaper Russia, коллекционеры стали вывозить произведения искусства из Германии уже прошлым летом, когда только пошли разговоры о возможном принятии закона «О культурной собственности», затем более активно, когда в начале октября печатный текст законопроекта стал достоянием общественности.

В Германии предлагается запретить или жестко регулировать вывоз произведений старше 70 лет и дороже 300 тысяч евро. Причем, несмотря на теоретическую открытость таможенных границ внутри Европы, без специального разрешения вывоз будет запрещен также и внутри Евросоюза. Конечно, положить ту или иную картину в багажник и увезти ее из Франкфурта, скажем, в Люксембург будет несложно и после того, как предполагаемый закон вступит в силу. Но законопослушным немцам подобная перспектива превратиться в закононепослушных не нравится уже сейчас.

Мотивировка немецких законодателей скорее не столько фискальная, сколько связанная с нелегальным трафиком произведений искусства, который значительно усилился в последнее время. Поэтому целью заявлен как контроль за импортом, так и за экспортом произведений. Но благие намерения известно куда ведут, считает заместитель главного редактора The Art Newspaper Russia Татьяна Маркина.

Татьяна Маркиназаместитель главного редактора The Art Newspaper Russia «Некоторые ужесточения в обороте искусства в законодательствах наблюдается во всех странах мира. Я думаю, это отчасти связано с экономическими, политическими неприятностями в мире, когда много контрафактного искусства непонятного происхождения. Это ужесточенный аналог существующих законов в других странах, о невозможности вывоза национального достояния. Такой закон есть в Италии, в Британии он достаточно жесткий. Главный камень преткновения всей этой истории в том, что если в Англии покупателю, который приобрел произведение искусства на аукционе, известна его цена, и это произведение признано национальным достоянием, предлагается возмещение суммы, которую оно достигло на аукционе. А немцы предлагают оценивать другим способом, не достигая рыночной стоимости».

Именно вопрос о возможной компенсации за произведения, которые государство сочтет по рыночной цене произведений, которые будут признавать «национальным достоянием», и является самым слабым местом нового немецкого закона. По мнению владельца аукционного дома Lempertz Хенрика Ханштайна, такой подход может обойтись владельцам в две трети рыночной стоимости произведений. Поэтому, по его оценкам, несмотря на то, что закон еще не принят, только в Бельгию из Германии уже было вывезено произведений как минимум на 100 млн евро. О подробностях этой ситуации можно прочесть в февральском выпуске газеты об искусстве The Art Newspaper Russia.