Статистика внешней торговли за прошлый год удивила экспертов. Доходы от экспорта российских товаров во второй половине 2015-го в долларах ощутимо выросли. При том, что цены на наш основной экспортный товар, то есть на нефть сильно упали. И по идее, объем поставок в денежном выражении тоже должен был снизиться. А он внезапно вырос. В чем причины этого?

Погрузимся в чудесный мир статистики. В августе доходы России от экспорта, по данным ЦБ, составили около 25 млрд долларов, а в декабре — почти 28,5 млрд долларов. То есть увеличились примерно на 13%. Мировые цены на нефть за этот же период очень сильно упали. Летом «черное золото» стоило в районе 50 долларов. А в конце года бочка Brent ушла ниже 30 долларов. То есть сырье подешевело чуть ли не вдвое. Углеводороды — основной экспортный товар России. И по логике, объем экспорта в денежном выражении должен был снизиться. Ведь наш товар упал в цене. В предыдущие годы этот закон железно работал. Если посмотреть на графики, то объем зарубежных поставок в долларах четко шел за ценой на нефть. Но в этом году все произошло наоборот. Почему?

Роман Губенкодиректор департамента международного сотрудничества и содействия развитию торговли Центра международной торговли Москвы«Мы тоже озадачились этой проблемой. Мы посмотрели на два фактора, не просто на объем экспорта, мы еще посмотрели на темпы прироста ежемесячных объемов в стоимостном выражении и в физическом выражении, и вот здесь кроется объяснение. Мы с вами увеличивали физические объемы экспорта и, соответственно, и стоимостной объем быстрее и большими темпами, чем падала нефть».

То есть цены падали, но мы продавали больше. В первую очередь сырой нефти. По данным таможенной службы, экспорт этого товара вырос больше чем на 11%. Здесь политика России не отличается от стратегии других добывающих стран. На фоне падения цен увеличились объемы продаж. Однако аналитики отмечают и другую тенденцию. Мы стали больше экспортировать несырьевых товаров. Здесь тоже есть загадка. В прошлом году мы меньше производили товаров, промпроизводство упало почти на 3,5%, но не по всем позициям. Например, бензина мы выпустили больше почти на 3%. А в декабре, например, год к году — на 15%. О других успешных экспортных статьях говорит главный экономист ПФ «Капитал»Евгений Надоршин:

Евгений Надоршинглавный экономист ПФ «Капитал»«Довольно неплохой объем — около миллиарда долларов, это транспортные средства: грузовые автомобили, например. Очень большой объем поставок продукции с секретным кодом. В сумме на 2 месяца — более 3 млрд (3,2-3,4 млрд) долларов. Ядерная промышленность, здесь тоже высокая активность к концу года — около 2 млрд долларов поставок за последние два месяца. Феномен конца года в России заметен во всех секторах и сегментах, в том числе и сказывается на экспорте, особенно на оборонной промышленности и в ряде позиций тяжелого и энергетического машиностроения».

То есть во второй половине прошлого года происходило то, о чем так мечтали все российские экономисты, попутно употребляя обидное выражение «сырьевой придаток». Мы стали больше продавать за рубеж оборудования, продовольствия, продукции химпрома. Россия увеличила продажи за рубеж товаров с высокой добавленной стоимостью, чьи цены не слишком зависят от стоимости сырья. На чем и основано благополучие ведущих экономик. По некоторым позициям рост просто небывалый. Например, экспорт фанеры в прошлом году вырос больше, чем на 16%. И все-таки достаточно лишь одной цифры, чтобы испортить радужную картину. По сравнению с позапрошлым годом, общий объем российского экспорта в деньгах в 2015-м резко снизился. Наша выручка из-за падения нефтяных цен и других обстоятельств в долларах упала на треть. И вот этому обстоятельству уже никто не удивляется.