Россия и три члена ОПЕК готовы сохранить в текущем году добычу нефти в среднем на уровне января. Об этом заявил глава российского Минэнерго Александр Новак после встречи в Катаре. По его словам, четыре страны — Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла — готовы заморозить добычу, если другие производители присоединятся к этой инициативе.

Январь этого года был очень удачным для российской «нефтянки». Если поддерживать производство на январском уровне, Россия обновит рекорд по добыче, отмечает «Интерфакс». По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), добыча нефти и газового конденсата в январе составила 46 млн тонн, увеличившись на 1,5% в сравнении с первым месяцем 2015 года. Если экстраполировать январскую добычу на весь год, ее объем составит рекордные 552 млн тонн.

Нефть, которая на неофициальных сообщениях о встрече в Дохе в моменте поднималась к отметке 35,5 долларов, скорректировалась вниз, вернувшись к уровням вечера понедельника, 15 февраля. Рубль также перешел к снижению вслед за коррекцией на рынке нефти по результатам встречи России и ОПЕК в Катаре. Реакцию рынка Business FM объяснил партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:

Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании Rusenergy«Трейдеры дали понять, что они подобным пустым заявлениям не верят ни на грош. С точки зрения арабских стран и Венесуэлы, которые эту декларацию вместе с Россией ждали, там все правильно. Ни в одной из этих стран не существует планов радикального увеличения добычи, поскольку это сейчас бессмысленно: рынок переполнен нефтью, и дополнительно выбрасывать какие-то партии нефти — это только вредить себе и всем остальным. Надо держаться за свои рыночные ниши, а по возможности прихватывать нишу соседа. То, что они объявили, это просто констатация факта: да, у нас есть такой уровень добычи, мы от него никак отступать не будем, увеличивать его не будем и не хотели, а за рынок будем сражаться. То, что они делают, это предоставление огромных скидок потребителям. Что касается России, надо просто понимать, что Минэнерго не имеет возможности регулировать добычу, экспорт и потребление нефти в России. Оно справочки собирает, данные от нефтяных компаний, а потом их суммирует и объявляет, сколько добыча, сколько экспорт, сколько потребление. С тем же успехом можно было подписывать соглашение с банщиком из Сандуновских бань — у него, наверное, больше знаний о том, что происходит на рынке нефти, чем у Минэнерго. С другой стороны, если Минэнерго будет теперь замечательно каждый месяц сдавать свои победные реляции, что мы удерживаем добычу нефти, как и обещали, на прежнем уровне, это будет означать просто то, что Россия увеличивает выброс нефти на внешние рынки, поскольку внутреннее потребление нефти имеет устойчивую тенденцию к сокращению».

В конце января Александр Новак заявлял о возможности совместного с ОПЕК сокращения добычи нефти на 5% ради стабилизации цен. Сам факт встречи в Дохе может иметь позитивное значение для рынка, полагает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России«Рынок живет ожиданиями. Здесь больше даже не реальные механизмы, а виртуальные. Если непримиримые антагонисты и на политической, и на экономической, в частности, на энергетической арене — Саудовская Аравия и Россия — смогли сесть за стол переговоров еще и в Катаре, то это уже для трейдеров новость, и это хороший задел, чтобы в перспективе рынок, все-таки, стабилизировался, и цены на каком-то среднем уровне уже держались длительное время. Что касается уровней добычи, то сейчас они высокие у всех: и у Саудовской Аравии, и у России. Прежде всего, эти государства смотрим, потому что оставшиеся участники ОПЕК — это 12 государств — они уже фактически статисты. Конечно, в течение этого года такой окончательной стабилизации не будет, и мы будем наблюдать картину, схожую с 2015 годом, поэтому переоценивать это соглашение нынешнее нельзя, тем более, как показывает практика, эти договоренности не всегда воплощаются, и сейчас вроде как достигли какого-то совместного механизма: мы заморозим. А что мешает взять, и нарушить?».

Источник в одной из российских нефтяных компаний сообщил «Интерфаксу», что там пока не получали от чиновников никаких разъяснений по поводу заморозки добычи на уровне января. «Никаких предложений, директив, решений, рекомендаций не было. Как это все будет проходить, очень сложно сказать», — сказал собеседник агентства.

Представители Венесуэлы, Ирана и Ирака в среду, 17 февраля, обсудят в Тегеране проблематику нефти. Об этом заявил агентству Sputnik представитель национальной иранской нефтяной компании NIOC Мохсен Камзари.