Дешевые жизненно важные лекарства не исчезнут с прилавков, успокоил глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, пока «никаких тревожных сигналов нет». А глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что на поддержку производства таких лекарств может быть выделено до 4 млрд рублей.

Ранее СМИ сообщили, что с рынка могут исчезнуть более 300 отечественных лекарств. Это самые дешевые препараты — стоимостью до 50 рублей. Их выпуск стал нерентабельным, и ФАС предлагает поднять на них цены на 5 рублей. Об этом сказано в письме, которое служба еще осенью направила в правительство, сообщает газета «Коммерсантъ». Антимонопольщики пишут, что 197 препаратов из списка жизненно важных лекарств уже сняты с производства, а 160 прекратят выпускать в ближайшее время.

Но если поднять цены на эти лекарства на 5 рублей, это ничего не изменит, так как из-за падения рубля затраты на их производство выросли в разы, говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина:

Елена Неволинаисполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия»«Это уже немножко устаревшие препараты. Тем не менее они пользуются у определенных слоев населения достаточно устойчивым спросом. Это «Левомицетин», «Нистатин», «Ибупрофен», «Фуросемид». Пока аптеки нам говорят, что поставщики имеют в своем ассортименте этот товар, но действительно некоторые предприятия уже заявили о том, что они прекратили их выпуск. Что касается индексации цен, ее российские производители могли сделать раз в год, но только на официально установленный уровень инфляции. Нерентабельность этого производства объясняется тем, что само непосредственно действующее вещество — субстанция — закупается за валюту, она не производится в России. К сожалению, курс рубля у нас упал гораздо ниже, чем уровень официальной инфляции, поэтому себестоимость продукта оказалась выше той цены, которая была зарегистрирована как отпускная цена. У нас сегодня рубль упал в 2,5 раза, то есть если 80% в цене этого продукта составляет субстанция, которая покупается за границей, то можно легко посчитать себестоимость: она в соответствии с этим стала в 2,5 раза дороже. И даже если сейчас проиндексировать эту цену на установленный уровень инфляции 12%, то все равно это не покроет стоимость в валюте субстанции этого вещества. Естественно, когда производство становится нерентабельным, первое, что делает любой собственник, это его прекращает».

Своим мнением о ситуации с Business FM поделился производитель таких дешевых лекарств — замгендиректора компании «Нижфарм» Иван Глушков:

Иван Глушковзамгендиректора компании «Нижфарм»«Вопрос рентабельности не только для недорогих препаратов. Это ошибка — думать, что проблема только с препаратами недорогими. Просто с недорогими она наиболее очевидна. В любом случае, каждая компания самостоятельно принимает решение. Мы пока убытки, которые у нас есть по некоторым препаратам, покрываем за счет прибыли от других препаратов. Сколько мы будем продолжать это делать, очень сильно зависит от экономической ситуации в общем. Вопрос же не только в производителях. Надо понимать, что речь идет о препаратах, включенных в список жизненно важных, по которым, с одной стороны, производитель не может менять цену, и по которым, с другой стороны, для дистрибьюторов установлена фиксированная наценка. Дистрибьюторам неинтересно работать с такими препаратами, они их заказывают мало. Если дистрибьюторы не берут препараты, какой смысл тебе производить? В любом случае 5 рублей — это лучше, чем ничего. Здесь надо попытаться ответить на вопрос, на какой период времени это облегчит ситуацию. Если это облегчит ситуацию условно до понедельника, то зачем вообще это делать?»

Как отмечает ФАС, часть из этих препаратов не имеет аналогов с фиксированной ценой, а лекарство со схожими характеристиками может стоить дороже в четыре раза.

Вопрос поддержки производителей дешевых лекарств обсуждался еще в позапрошлом году. Тогда предлагалось поднять цены сразу на 30%, а то и на 80%, или же вовсе отменить ценовое регулирование в этом сегменте. Но сделано не было ни того, ни другого. Сейчас Минпромторг предлагает выдавать субсидии тем российским компаниям, которые производят убыточные лекарства из списка. По сведениям газеты «Коммерсантъ», этот вариант поддерживает и Минздрав.