Дмитрий Каменщик — под домашним арестом. Басманный суд решил вопрос о мере пресечения для владельца «Домодедово». Отбывать меру пресечения предприниматель будет в подмосковном доме отдыха, который он арендует. Об этом в суде попросил сам Дмитрий Каменщик. Напомним, его задержали в четверг по делу о теракте в «Домодедово», который произошел 5 лет назад. В ходе слушания произошли несколько неожиданных событий.

Федеральные телеканалы в пятницу показали, как одного из самых богатых людей страны ведут в наручниках в зал суда. Дмитрий Каменщик был в куртке, под ней толстовка с капюшоном. Как писали СМИ, в этой одежде он еще свидетелем приехал на допрос. Захватил с собой сумку с личными вещами. А на вопрос следователя, почему не уехал из страны, сказал, что правда за ним. На суде вновь отказался признать вину. Зато поменялась позиция следствия. Вместо ареста, СК попросил отправить бизнесмена под домашний арест. Бывает и такое, замечает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

Алексей Линецкийпредседатель правления Московского юридического агентства«Позиция СК, конечно, может меняться. Может меняться и в последний момент. Дело в том, что это орган, который имеет достаточно строгую иерархию. Руководители СК могут давать соответствующие указания, тем более по такому резонансному делу. Поэтому думаю, что какие-то указания прошли сверху».

Больше удивила прокуратура. Прокурор сообщил, что дело ведется с нарушениями. И заявил, что Дмитрия Каменщика нужно освободить из-под стражи в зале суда. Гособвинение выступило на стороне обвиняемого — такое тоже бывает. На ум, например, приходит не дошедшее до суда дело о подмосковных казино, где фигурантами были прокуроры. Что касается Каменщика, то суд пока лишь избрал меру пресечения. Если позиция прокуратуры не поменяется, то рассмотрения по существу не будет.

Михаил Воронинстарший партнер КА «Юков и партнеры»«Не в первый раз возникают случаи, когда органы прокуратуры считают, что оснований для уголовного преследования нет, а, тем не менее, следователи продолжают вести производство по уголовному делу до победного конца. При этом забывая о том, что от прокуратуры зависит судьба уголовного дела, то есть попадет оно в суд или нет. Ибо итоговым документом предварительного расследования является обвинительное заключение, которое утверждается прокурором. То есть прокурор — хозяин обвинения».

Каменщика отправили под домашний арест в подмосковный дом отдыха, который снимает бизнесмен. Он сам попросил об этом. Дом отдыха находится недалеко от аэропорта. Каменщик сказал, что живет там уже 22 года. Примерно в это время будущий владелец «Домодедово» учился на философском факультете МГУ. Рассказывают, что уже тогда он собирал деньги на покупку своего главного актива. Приватизация «Домодедово» прошла в конце 90-х. И уже через несколько лет государство впервые пыталось оспорить ее итоги. Возможно, сейчас новая попытка, предполагает бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко.

Сергей Алексашенкобывший зампред ЦБ РФ«Есть привлекательный актив, который бизнесмен сделал за свои деньги, которые не под контролем государства, а государству или какому-то чиновнику, или какому-то другу чиновника этот бизнес очень понравился. Мы можем с вами поспорить и посмотреть, что будет с аэропортом «Домодедово» в течение года-полутора, в чьи руки он перейдет, но мне почему-то кажется, что Дмитрий Каменщик потеряет собственность в этом аэропорту. Ну или как минимум аэропорт «Домодедово» присоединится к аэропорту «Шереметьево», и Дмитрий Каменщик станет миноритарным акционером у Аркадия Ротенберга».

Днем пятницы примерно в одно время произошли 2 события. Дмитрия Каменщика доставили в Басманный суд. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил на вопрос о судьбе бизнесмена. В Кремле, естественно, не комментируют, потому что идет следствие. Президенту доложили. Но пока суд не докажет иное, Каменщик ни в чем не виноват. СМИ вспомнили высказывания Владимира Путина по поводу структуры собственности российских аэропортов. 3 года назад президент заявлял, что они должны числиться в российской юрисдикции. Заметим, следствие сейчас подчеркивает, что аэропортом управляет компания, зарегистрированная на острове Мэн. Впрочем, закон этого не запрещает, несмотря на деофшоризацию, напоминает бизнес-омбудсмен Борис Титов. Что же касается версии о смене собственника «Домодедово», то подтверждения нет.

Борис Титовуполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей«У нас нет никаких данных по этому поводу, тем более, что Каменщик сам об этом не говорил. Я не думаю, что он бы это скрывал, если бы действительно была попытка рейдерского захвата со стороны чиновников или со стороны каких-то конкурентов. У нас по закону предприниматели имеют право владеть этими предприятиями, в том числе транспортными через офшорные компании. Он должен был открыть эти компании, но владеть никто не запрещает».

Накануне задержания Дмитрий Каменщик привел журналистам статистику «Домодедово» за 15 лет. Не о пассажиропотоке, а о претензиях к аэропорту. Больше 3 000 судебных производств, 130 обысков, 23 уголовных дела. До последнего времени бизнесмену удалось выходить победителем. Один из самых громких процессов был в середине нулевых. Тогда Росимущество заявило, что приватизация «Домодедово» была незаконной. Добавим от себя, что как и другие подобные сделки 90-х, есть характерная для всей этой истории деталь: старый терминал, из-за которого в 2005-м судилось государство, тогда уже не существовал. На его месте при Дмитрии Каменщике появился лучший на тот момент в стране аэровокзал.