Как пишет в своей статье Юлия Мостовая, 194 голоса, высветившиеся на табло, породили две версии произошедшего. Согласно первой, такой результат был задуман президентом, вступившим в сговор с олигархами, заинтересованными в сохранении Яценюка на посту премьера.

Вторая — менее распространенная, но также крайне неприятная для имиджа Порошенко, состоит в том, что впервые в истории Украины президент, замахнувшийся на премьера, не смог «добить» его в зале парламента.

Решение по премьерскому вопросу президент принимал тяжело. И, наконец, принял: Яценюк должен уйти в отставку. «Боливар не выдержит двоих». Оставалось решить одну задачу: провести принятое решение через Вашингтон. Четырехчасовая встреча Петра Порошенко с Джо Байденом в Давосе, во время которой Петру Алексеевичу, якобы, удалось достучаться до вице-президента, вселила в украинского президента надежду на то, что с визави установлены доверительные отношения. Для умасливания «богов» было принято решение принести в жертву генпрокурора Виктора Шокина. Но Байден категорически выступил против отставки Яценюка, а отставку Шокина воспринял как нечто само собой разумеющееся. Это был удар. Что делать в этой ситуации? Оставлять Яценюка нельзя. Народ, согласно всем соцопросам, его на посту премьера видеть не хочет. Президентская фракция на глазах выходит из-под контроля и взорвется в случае отказа Порошенко снимать Яценюка. Значит нужно разыграть президентскую отставочную инициативу и, при этом, обеспечить уверенность общества и фракции в искренности и решительности намерений президента. Согласно задумке, фракция тешится; народ радуется президентскому походу на опостылевшего премьера; а за неудачу — спрос с парламента, это же он завалил отставку. В результате проведенных переговоров, фракция БПП не додала за отставку 39 голосов; фракция «Оппозиционного блока» — 35. Теперь Петр Порошенко вынужден какое-то время мириться с присутствием Арсения Яценюка во главе исполнительной власти.

Как пишет «Зеркало недели», «Александру Турчинову на определенном этапе удалось уговорить премьера написать заявление об отставке. Но Ахметов, Коломойский и Мартыненко оперативным образом внесли корректировку в пасторские наставления. Колеблющегося Арсения Петровича подперли с трех сторон, а от строгого взгляда Виктории Нуланд он опять обрел осанку штыря для кассовых чеков».

Запад хочет видеть на посту премьера именно Яценюка. Поэтому его и не удалось отправить в отставку, считает украинский политолог Евгений Филиндаш.

Евгений Филиндашукраинский политолог«Две основные причины. Первая и главная — Запад хочет, чтобы Яценюк остался. Вся украинская евромайданная власть на коротком поводке у Запада, у США. И такие ключевые решения, как состав кабинета министров и его глава принимаются не в Киеве, а в Вашингтоне. И киевские власти их просто реализуют. Вторая причина — правительство вполне лояльно к олигархам. Собственно, в значительной мере и состоит из представителей групп олигархов. И в будущем при приватизации, естественно, олигархи рассчитывают на такую же или еще большую лояльность при проведении приватизации оставшихся еще в Украине объектов. Соответственно, на этой почве тоже поддерживает нынешнее правительство».

Почему же Коломойский, Фирташ и Ахметов поддерживают Яценюка? Именно из-за грядущей приватизации. Все дело в том, что он, как говорится «свой», объясняет директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Руслан Бортникдиректор Украинского института анализа и менеджмента политики«На самом деле, ничего сложного. Во-первых, планируется в Украине большая приватизация, 17,5 млрд гривен на этот год запланировано. А с Яценюком уже у украинских олигархов настроены нормальные рабочие отношения. Безусловно, они надеются, что Яценюк будет способствовать их участию в этой приватизации. Второе — вопрос управления госпредприятиями. Все они в той или иной мере, к сожалению, коррумпированы. То есть, это сугубо вопрос денег. Любой другой премьер — Яресько, Саакашвили, Тимошенко — с ним будет сложнее, придется по-новому договариваться, и не факт, что удастся договориться. А Яценюк — свой. Он плоть от плоти человек, который сформировал эту систему».

На Украине в государственной собственности находится около трех тысяч предприятий, две тысячи из них не работают. Инвестиций в модернизацию некоторых из них не было со времен СССР. От приватизации в нынешнем году Украина намерена выручить 700 млн долларов.