Решение было принято после трехлетних попыток гендиректора компании Мариссы Майер улучшить показатели выручки и изменить направление деятельности компании, сфокусировав Yahoo! на мобильных приложениях. Как легенда Интернета нулевых дошла до продажи своего основного бизнеса?

Продажа центрального бизнеса компании Yahoo! — это как если бы Google решил продать свой поисковик. В России Yahoo! никогда не пользовался особенной популярностью, так что вот несколько цифр, чтобы оценить масштабы. Портал yahoo.com посещают более полумиллиарда пользователей в месяц. За сутки сайт фиксирует 7 миллиардов подключений. Yahoo News — агрегатор наподобие «Яндекс. Новости» — считается самым читаемым новостным порталом в мире.

В рейтинге сайтов Alexa Yahoo! уже несколько лет не выходит из первой десятки. Однако в последние годы цена акций Yahoo! начала стремительно падать. Дошло до того, что рынок сейчас фактически считает ценность традиционных активов компании нулевой, а акции держатся за счет приобретенной Yahoo! доли в китайском интернет-гиганте Alibaba, говорит IT-обозреватель Bloomberg Кори Джонсон.

Кори ДжонсонIT-обозреватель Bloomberg«Нашелся уже целый ряд потенциальных претендентов на продаваемые Yahoo! фрагменты бизнеса. Задача компании сейчас — остаться с сокращенной и очищенной структурой активов. На продаваемые лоты претендуют как телеком-гиганты – Verizon, Comcast и ATNT — так и ряд фондов частных инвестиций. Все они поглядывают на кусочки интернет-бизнеса Yahoo!, которые способны приносить определенный доход и которые посещают более полумиллиарда пользователей в месяц. При этом для самой компании Yahoo! эти подразделения имеют почти нулевую ценность по сравнению с долей компании в интернет-гиганте Alibaba, некоторыми активами Yahoo! в Японии и, конечно, огромной горой нераспределенных доходов, на которой сидит компания Yahoo!».

Выставить неприбыльный центральный бизнес компании на аукцион требовали акционеры Yahoo!. Чистый убыток за прошлый год превысил четыре миллиарда долларов против прибыли в 7,5 миллиардов годом ранее. О причинах упадка можно спорить бесконечно. Последние три года компанией управляла Марисса Майер, которую называют рок-звездой Силиконовой долины. В школе Майер была отличницей и чем только ни занималась: от балета и чирлидерства до дебатов, волонтерства и программирования. Закончив Стэнфорд по специальности «Искусственный интеллект» в 1999 году, Майер начала свою IT-карьеру в роли 20-го сотрудника Google и первой женщины в компании, в итоге стала вице-президентом поискового гиганта. Вышла замуж за адвоката и родила сына и двух девочек-близняшек. Пост главы Yahoo! Майер заняла в 2012 году на фоне слухов о сокращениях и падения цены акций компании, и тут же занялась приведением дел Yahoo! в порядок. Но причиной упадка Yahoo! сейчас многие видят именно Мариссу Майер. Говорит профессор маркетинга Университета Нью-Йорка Скотт Гэллоуэй.

Скотт Гэллоуэйпрофессор маркетинга Университета Нью-Йорка«На мой взгляд, продажа на аукционе центрального бизнеса Yahoo! привлечет несколько десятков крупных игроков. Это отличный актив, который пострадал от плохого управления. Можно ли сделать из него прибыльный актив, сказать пока нельзя, но точно найдутся люди, которые поверят в это. Сайт Yahoo! — в первой тройке по посещаемости и объему трафика. В современном мире, где внимание пользователей является очень ценным ресурсом, точно найдется кто-то с большим кошельком и своим видением будущего портала Yahoo!. Уверен, мы увидим куда более высокие ставки, чем можно сейчас представить».

19-го февраля компания сообщила, что сформировала антикризисный комитет и «готова рассмотреть стратегические решения» — на языке Уолл-Стрит это означает продажу бизнеса. Кому достанутся поисковик Yahoo!, портал yahoo.com и сверхпопулярный новостной агрегатор, а также приобретенные компанией сервисы Tumblr и Flickr, пока не ясно. Но история о том, как компания Yahoo! не успела за временем и из интернет-гиганта превратилась в холдинг IT-инвестиций, точно войдет в учебники бизнеса.