В ближайшее время состоится заседание рабочей группы, председателями которой будут США и Россия. Впрочем, президент Турции Эрдоган в среду назвал соглашение «нечестным», потому что в нем не учитывается позиция Анкары. Турецкий лидер считает, что отряды курдского ополчения не должны подпадать под режим прекращения огня в Сирии.

Ранее российское Минобороны попросило международные организации дать официальную оценку ударам турецких военных по территории Сирии. Об этом заявил официальный представитель российского военного ведомства Игорь Конашенков.

Игорь Конашенковофициальный представитель Минобороны РФ«Достижение российско-американских договоренностей устраивают далеко не всех. Особенно на севере Сирии, где с территории Турции продолжаются обстрелы крупнокалиберной артиллерией сирийских приграничных населенных пунктов. Хочу обратить ваше внимание, что избирательная слепота по отношению к этим фактам международных правозащитных организаций и ведущих западных СМИ вызывает серьезное удивление, если не сказать больше».

На артобстрелы Сирии турецкой стороной заострила внимание международная правозащитная организация Amnesty International. Правозащитники опасаются, что среди жертв таких неизбирательных ударов может оказаться гражданское население.

По какому плану будут достигать мира в Сирии — пока неясно. В Москве рассчитывают на план «А». Однако Джон Керри уже отметил, что есть и запасной вариант, если в ближайшие месяцы в Сирии не будет сформировано рабочее переходное правительство. Иначе поддерживать целостность Сирии будет сложно.

Ранее Wall Street Journal писал, что, несмотря на согласованное на уровне президентов России и США прекращение огня в Сирии, Вашингтон не доверяет Москве.

В Дамаске про план «Б» пока не знают. Советник Асада Бусейна Шаабан заявила: «Я не знаю, что имеется в виду. Но я надеюсь, что такой план будет способствовать установлению мира и прекращению кровопролития, послужит интересам сирийского народа».

Реакцию Кремля на сообщения о «плане Б» и возможность расширения санкций комментирует директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Евгений Минченкодиректор Международного института политической экспертизы«Абсолютно адекватная реакция. Ну, что там какие-то странные утечки, анонимные, в общем, я думаю, что только так их надо комментировать. Проблемы действительно существуют и вопрос в управляемости Асада, насколько он будет готов остановить военные действия, ну и, собственно, в определении, а кто, собственно, террористы, а кто нет. Я думаю, что Путин действительно хочет договориться и с минимальными потерями выйти из этой ситуации. Если мы вспомним историю, например, санкций, которые вводились против Ирана, то я думаю, что нам включили процентов на 10, что гипотетически может быть включено. Поэтому да, конечно же, возможности давления на Россию еще достаточно велики. Видно по позиции той же самой Германии, то есть они-то как раз надеются, что хотя бы санкции, связанные с Донбассом, будут сняты, что позволит улучшить товарооборот между Россией и ЕС. То есть я думаю, что большая часть европейцев сейчас настроена на то, чтобы санкции снимать, а не вводить новые».

Международная пресса по отношению к перспективам перемирия настроена скептически — мало кто верит, что Москва готова пойти на смещение Асада, а на Западе именно это видят главным залогом устойчивого мира в Сирии.

По данным Liberation, такая же атмосфера царит и в политических кругах Европы. Подозрительное отношение Запада к России в вопросе сирийского урегулирования комментирует гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Андрей Кортуновгендиректор Российского совета по международным делам«Конечно, иметь запасной вариант всегда хорошо. Не только в США есть традиция подготовки таких планов Б. Ясно также и то, что перемирие в Сирии далеко не гарантировано, и существует множество возможностей, при которых это перемирие, к сожалению, окажется неустойчивым. Поэтому в этом смысле тоже скептицизм и Пентагона, и ЦРУ понять можно. Но вот что трудно понять, это почему все возможные варианты провала сирийских соглашений однозначно приписываются добросовестности российской стороны? Ведь существует множество других вариантов, при которых эти соглашения, к сожалению, могут оказаться под угрозой, и Россия здесь далеко не единственный, я бы даже сказал далеко не самый главный фактор. Такие же сигналы должны быть направлены как минимум и Турции, и Саудовской Аравии, и другим сторонам, которые активно в этот конфликт вовлечены. Я думаю, что будет сложнее договориться с некоторыми группами оппозиции, чем с Москвой и даже чем с режимом Башара Асада. Надо учитывать: если говорить о российско-американских экономических отношениях, то, конечно, они не являются значительными ни для одной из стран, и поэтому вряд ли здесь можно что-то такое радикальное придумать. Другое дело, что, конечно, американские действия всегда являются своеобразной моделью для американских союзников, и в этом смысле, действительно, существует возможность ужесточить общий западный режим».

Соглашение о прекращении огня в Сирии вступает в силу 27 февраля в ноль часов по дамасскому или в час по московскому времени.

Согласованный лидерами США и России документ предусматривает остановку боевых действий западно-арабской коалиции, российских ВКС, сил Дамаска и всех оппозиционных группировок.

Российское Минобороны уже заявило, что авиация за последние двое суток значительно снизила интенсивность авиаударов в Сирии.

Режим прекращения огня не касается организаций, признанных террористическими на уровне ООН. Запрещенные в России ДАИШ, «Джебхат ан-Нусру» и связанные с ними группировки можно будет продолжать бомбить.

Москва сообщила, что российское и американское командование начинают обмен данными о расположении террористов.

Сирийская оппозиция, а также Турция и Саудовская Аравия в целом согласились с договоренностями, хотя у всех есть свои замечания.