Только «Роснефть» в прошлом году разместила заказов на 4,5 триллиона рублей. При этом аналитики Минэкономразвития выяснили, что 95% от всех госзакупок проводятся на неконкурентной основе. Часто закупают у одного крупного поставщика, а малому бизнесу путь к тендерам закрыт.

По инициативе Минэкономики, было проведено несколько контрольных попыток участия в тендерах госкомпаний — от имени представителя малого бизнеса. Например, на поставку сейфов для краснодарского филиала «Газпрома». В итоге, подать заявку не удалось: слишком сжатые сроки поставок, электронная подпись не подошла, и пришлось заказывать другую, а участие в аукционе было платным.

Провалилась и попытка поставить песок для РЖД. От будущего подрядчика монополия потребовала получить заключение своей лаборатории. В процессе выяснилось, что у лаборатории РЖД нет соответствующего оборудования. А, кроме того, также потребовалось купить новую электронную подпись, которую не удалось активировать. Из тех примеров, что приводит в мониторинге Минэкономразвития, большинство контрольных попыток успехом не увенчалось.

По данным ведомства, почти половина закупок госкомпаний приходится на единственного поставщика. А через систему конкурсов и аукционов проходит лишь чуть больше 3% подрядчиков. О взаимодействии малого и среднего бизнеса и госкомпаний говорит член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов.

Сергей Фахретдиновчлен президиума генсовета «Деловой России»«Крупные компании, как правило, привыкли работать с крупными исполнителями работ — генподрядчиками так называемыми. И с точки зрения конкурентных закупок, конечно, в госкомпаниях не все хорошо, потому что фактически там больше половины — это закупки у одного генподрядчика, все остальное, выше 70% — это тоже неконкурентные закупки. Понятно, что есть крупные производители — их не так много — которые могут конкурировать за эти крупные заказы. Но если говорить об огромном количестве материалов и услуг, которые можно отдавать на средний, про малый бизнес не говорю, на средний бизнес, то соответственно, это тоже большое количество. Создан комитет по закупкам, по взаимодействию с малым и средним бизнесом, правда, они последнее время ни разу не собирались, не приглашали никого на обсуждение. У «Роснефти» ситуация для нас сегодня непрозрачная, скажем так, что там происходит. В «Газпроме» — нас еще никто не приглашал туда».

В связи с темой закупок госкомпаний, нельзя не вспомнить об инициативе «Роснефти» и «Газпрома». Корпорации предложили правительству засекретить свои закупки. А именно, связанных с финансовыми услугами и сделками с недвижимостью. По мнению глав госкомпаний Игоря Сечина и Алексея Миллера, публикация данных о закупках способствует росту ставок по банковским кредитам. Кроме того, открытость данных с учетом санкций усложняет работу с иностранными партнерами.

Позже была реакция Минэкономразвития, где раскритиковали инициативу «Роснефти» и «Газпрома». В ведомстве сочли, что это плохо отразится на конкуренции. О мотивации госкомпаний говорит профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.

Иван Родионовпрофессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ«То, что большие компании закупают у определенного круга поставщиков — это совершенно нормальная ситуация, и она принята во всем мире. Как правило, опять попасть в число поставщиков крупной компании достаточно сложно, и здесь речь идет не только о товарах, но и об услугах, и в принципе, нужна и история определенная. И нужно быть готовым идти на определенные уступки в условиях платежа и прочего. То есть, сама по себе вот эта система выделения уполномоченных поставщиков, она абсолютно нормальная. С другой стороны, мы с вами как жители нашей страны понимаем, что даже идеальная система, скорее всего, будет не идеальной, и в число этих уполномоченных поставщиков будут входить не лучшие поставщики по условиям, там, скажем, поставщики с определенными отношениями с компаниями. В принципе, опять крупные компании имеют право не раскрывать эти процедуры для публики, понятно, что для поставщиков они раскрываются. А с другой стороны мы делаем вид, что эта компания под госконтролем, соответственно, раз они под госконтролем, они должны быть прозрачными для народа, который как бы является источником власти для государства. Если исходить из коммерческих отношений, вполне могут засекретить, если исходить из того, что это госсобственность и государство работает в интересах народа, то понятно, что этого быть не может. Но в нашей стране это удивительным образом сочетается».

Добавим, что закупки «Роснефти» по своему объему сопоставимы с закупками для государственных и муниципальных нужд. То есть, нефтяная корпорация по этому показателю сравнима с государством.