Президент США Барак Обама подписал указ о продлении на год санкций против России. Меры были введены два года назад, как сообщалось, из-за агрессивных действий России на Украине. В документе говорится, что «чрезвычайный режим, введенный в связи с попытками подорвать демократические процессы на Украине», нарушить ее мир, безопасность, суверенитет и территориальную целостность, сохраняется.

Глава международного комитета Госдумы России Алексей Пушков назвал решение ожидаемым. «Переговоры по Сирии для Обамы не означают улучшения отношений с Москвой», — написал он в Twitter.

Параллельно дипломаты стран Евросоюза договорились продлить санкции в отношении российских и украинских политиков. Однако, как пишет The Wall Street Journal, часть стран ЕС хочет пересмотра экономических санкций.

Издание сообщает о том, что продление санкций в отношении ряда украинских и российских политиков согласовано. Особых разногласий при обсуждении не было. Из списка вычеркнули только бывшего министра здравоохранения Украины Раису Богатыреву. WSJ пишет, что в официальных документах указано: Богатырева вернула украинским властям незаконно присвоенные деньги, в силу решение вступит 6 марта.

А вот июльское продление общих экономический санкций ЕС в отношении России уже не будет таким простым вопросом. Со снижением уровня насилия на востоке Украины и усугубляющимися проблемами у киевского правительства выросло число европейских стран, которые хотели бы их пересмотра. Признаком смены настроения Евросоюза является решение главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера поехать в июне на экономический форум в Санкт-Петербурге. Юнкер в таком случае станет первым высокопоставленным европейским чиновником, который посетит Россию после присоединения Крыма в 2014 году. До этого отношения с Москвой европейские дипломаты обсудят в марте, пишет WSJ.

Чем грозят России продленные уже на третий год санкции США, оценивает управляющий директор инвесткомпании «Арбат Капитал» Александр Орлов:

Александр Орловуправляющий директор инвесткомпании «Арбат Капитал»«Это же продление, не расширение. Но последний месяц неоднократно были новости о том, что помимо самих номинальных санкций министерство финансов США активно работает с американскими банками, как бы намекая им на то, что лучше бы они не занимались размещением российских облигаций и в принципе не связывались с российскими эмитентами. Поэтому вопрос предстоящего размещения суверенных российских еврооблигаций подвис. В этом смысле продление санкций — еще один удар в эту сторону, потому что по крайней мере со стороны американских инвесторов, инвестбанков будет пониженная активность в этом размещении, а оно крайне важно для российской финансовой системы и вообще экономики в целом. Во-первых, без него придется повышать налоги, во-вторых, не будет некой новой бенчмарки, и все остальные облигации, которые сейчас торгуются, лишатся того ориентира, на котором они могли бы держаться. Соответственно, у тебя больше рисков более сильных падений».

На прошлой неделе The Wall Street Journal сообщил, что правительство США рекомендовало крупнейшим американским банкам, в том числе Bank of America, Citigroup, Goldman Sachs и JP Morgan Chase, отказаться от размещения российских облигаций, так как это нарушает режим санкций. Министр финансов Антон Силуанов, комментируя эту новость, заявил, что выпуск евробондов России состоится независимо от американских банков. А замглавы Минфина Сергей Сторчак сказал, что у России останется выбор в размещении гособлигаций за рубежом. «Все не отказались: некоторые не ответили, а некоторые ответили. У нас есть, из кого выбирать», — заявил Сторчак. Предложение о размещении было направлено также европейским и азиатским банкам.

Как относиться к нынешнему сообщению WSJ о том, что дипломаты ряда стран ЕС хотели бы отменить экономические санкции против России, Business FM прокомментировал профессор Высшей школы экономики Юлий Нисневич:

Юлий Нисневичпрофессор Высшей школы экономики«Первое, что мы можем точно сказать, это то, что было введено в связи с Крымом, Европа не отменит до тех пор, пока не решится вопрос с Крымом. Второе: дискуссия идет в Европе только по поводу секторальных санкций. В Европе как раз есть разные позиции, связанные с тем, что часть стран, особенно Центральной и Восточной Европы, в большей степени были завязаны на российский рынок, чем та же Франция, Германия — Старая Европа. Я сейчас не беру зависимость от нефтегазового комплекса, потому что фактически Европа эту задачу решила и Россию, мягко говоря, отодвинула с собственных энергетических рынков и будет отодвигать дальше. Какие страны потеряли? Те страны, которые импортировали свою продукцию, прежде всего сельскохозяйственную, в Россию — Болгария, Румыния и так далее. Именно страны Старой Европы стоят на той позиции, что помимо экономических интересов есть еще некие ценностные задачи, то, что, кстати, наше руководство совершенно не понимает и никак не может понять, что кроме чистого бабла существуют еще и ценности. Люди рассуждают собственным мировоззрением, не понимая, что у европейцев оно сильно изменилось, а у стран Новой Европы еще проблема доминанты экономических ценностей. Я почему-то думаю, что санкции отменены не будут, потому что есть один ключевой момент: в европейских решениях давно записано, что санкции могут быть сняты, но в случае если будут соблюдаться минские договоренности. Пока никакого существенного прогресса на минских договоренностях, кроме прекращения боевых действий, нет. Сейчас идет серьезная дискуссия вокруг выборов на Донбассе, вокруг того, когда передавать границы Украине и так далее. Я не думаю, что за эти полгода что-нибудь реально изменится в минских договоренностях. А дальше встанет очень простой вопрос: либо мы соблюдаем собственные решения, либо мы их не соблюдаем. Я думаю, что Старая Европа убедит молодую в том, что надо следовать собственным принципам, а не абсолютно экономическим интересам».

Также своим мнением по этому вопросу с Business FM поделился главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов:

Александр Бауновглавный редактор Carnegie.ru«В Европе есть две соперничающие линии. Одна связывает санкции напрямую с миром и войной: если мы будем применять санкции, как ковровую бомбардировку, они не подействуют. Чего мы хотим добиться? Мы хотим добиться мира на востоке Украины. Есть война — есть санкции, больше напряженность. Больше риск боевых действий — значит, больше санкций. Прерывается нынешнее перемирие, разваливается минское соглашение — еще больше санкций, мало не покажется. А если мир, если мы видим определенную деэскалацию, мы не видим политического решения, но во всяком случае мы видим, что в общем войны нет, есть какая-то форма замороженного конфликта, то не надо санкции оставлять в том же виде, в каком они были, когда шли боевые действия, иначе санкции будут восприниматься сами по себе, а боевые действия сами по себе, и это уменьшит их эффективность. Но есть другие политики в Европе, которые считают, что это инструмент гораздо более широкого действия, который, с одной стороны, должен наказать Россию вообще за то, что она вмешалась в конфликт на Украине, вообще за то, что, в конце концов, за Крым Россия не была наказана должным образом. Что такое список из ста чиновников? Это полусерьезная мера. А как страны разделены? Более или менее понятно, как они разделены. Та Европа, которая от Украины далеко и при этом экономически привыкла с нами взаимодействовать — Италия, Испания, Греция, конечно, за снятие санкций. Восточная Европа тоже не единая. Естественно, Прибалтика — «за», нынешнее польское правительство — «за», а вот, например, венгры — не очень. Минское соглашение все-таки не исполнено, его политическая часть, значит, есть риск войны, а раз есть риск войны, всегда есть опасения, что через два-три месяца что-нибудь начнется и мы опять, как дураки, будем заседать неделями и решать, что делать с новой войной в Европе».

Сегодня, 3 марта, в Париже пройдут переговоры в «нормандском формате». Как заявил МИД России, «ожидается, что основное внимание будет уделено осуществлению конституционной реформы на Украине, предполагающей децентрализацию властных полномочий с учетом особенности отдельных районов Донецкой и Луганской областей».