Эпоха Бу Андерссона в «АвтоВАЗе» подходит к концу. СМИ уже предсказывали его скорую отставку. Как пишет «Коммерсантъ», его судьба решится уже на ближайшем заседании совета директоров. Ясности по новой кандидатуре пока нет, но, по словам источников, его сменит снова иностранец — скорее всего, один из топ-менеджеров Renault.

СМИ писали, что владельцы завода — «Ростех» и альянс Renault-Nissan — были недовольны финансовыми результатами предприятия. Впрочем, так ли плох был швед Андерссон для «АвтоВАЗа» и самих покупателей машин, выпускаемых заводом? О том, как изменилось качество продукции «АвтоВАЗа» за два года работы Андерссона, рассказывает автообозреватель Business FM Алексей Аксенов:

Алексей Аксеновавтообозреватель Business FM«Качество автомобилей «АвтоВАЗа» росло и до прихода в компанию Бу Андерссона, в частности, это новая модель Granta, которая появилась, по-моему, еще до него. Во всяком случае, ее разработка велась точно до его прихода. И многие владельцы, поклонники, если их так можно назвать, автомобилей российского автогиганта отмечали что Granta уже немного другого уровня, более высокого, несмотря на то, что она построена на базе старой Kalina. Также отмечают, что в Kalina второго поколения, которая фактически является модернизацией, улучшились и ходовые характеристики, и качество. Что касается машин, которые появлялись, когда Бу Андерссон пришел, Vesta тоже разрабатывалась давно, но была существенно доработана, в том числе благодаря появлению альянса Renault-Nissan, которому принадлежит «АвтоВАЗ». Впечатление от этих машин у всех, кто на них поездил, очень положительные: автомобили не уступают корейским аналогам или аналогам французской компании Renault, на чьей базе в частности построена XRay. Да, очень высокий уровень. Что касается качества в целом и надежности, это покажет время. Машины только вышли, об этом сейчас говорить сложно».

Во время пребывания во главе «АвтоВАЗа» Андерссон провел оптимизацию штата. Сокращения даже вызвали недовольство «Ростеха», где заявляли, что можно было действовать и деликатнее, и собирались провести с Андерссоном «воспитательную работу».

Рабочие «АвтоВАЗа» рассказывали, что на заводе Андерссона называли Борисом Ивановичем и у них даже было развлечение — бросить на пол окурок и подождать, пока он появится в коридоре. Когда «Борис Иванович» нагибался, чтобы подобрать окурок с пола, шутники фотографировали его на телефон и выкладывали в Сеть. Все уже знали, что отставной майор шведской армии Андерссон не терпит беспорядка.

Как отразилась работа, проведенная Андерссоном на заводе, на качестве автомобилей? Своими впечатлениями от недавно поступившей в продажу Lada XRay делится писательница Лена Ленина, которая стала первым покупателем этого автомобиля в Москве:

Лена Ленинаписательница«Знаете, что удивительно? Что некоторые немецкие марки на букву М стали гораздо хуже со временем. Если первые их автомобили можно было по 20 лет иметь, и им ничего не было, это был настоящий стальной конь, то последние их модели, электроникой перенапичканные, ломаются каждый год, как колготки менять часто приходится. Такое ощущение, что специально делают такой маркетинг, чтобы почаще мы покупали автомобили. У «АвтоВАЗа» ситуация с точностью наоборот. Если первые автомобили — а у меня была и «восьмерка», и «девятка» далеко на заре моего автомобильного бэкграунда — эти первые автомобили не выносили никакой приличной критики, то сегодня я, купив Lada Xray — апельсиновое чудо цвета «фреш», это кроссовер новый — в таком восторге! У меня там и подогрев сидений, и высокий клиренс, и камера заднего вида, и парктроник, и даже штучка, чтобы заряжать телефон, чего нет во многих автомобилях. Одно ощущение — что я сажусь в этот автомобиль и даже не понимаю, что это Lada. Это вполне может быть «немец» или «японец» — одно удовольствие. Со временем наши автомобили стали гораздо лучше, когда их автомобили — гораздо хуже. Вот парадокс-то».

Качество машин, безусловно, улучшилось, однако можно ли считать это заслугой Андерссона? Рассуждает владелица площадок подержанных машин, автоблогер Елена Лисовская:

Елена Лисовскаяавтоблогер, владелица площадок подержанных машин«Сейчас «АвтоВАЗ» — это часть огромного концерна, который называется Renault-Nissan, используются технологии Renault и Nissan, зачастую используются некоторые модели Renault и Nissan в качестве доноров, и вливается туда огромное количество государственных денег. При всех этих факторах сделать плохую машину условно, наверно, невозможно, если берется за основу хорошая машина, на нее надевается кузов, делаются некоторые изменения, и это называется «АвтоВАЗом». Если говорить о Lada Vesta — это новая разработка «АвтоВАЗа» — невозможно эти автомобили сравнить с тем, что было до. «АвтоВАЗ» сейчас с Lada Vest начал новую веху. Второй шаг в этой вехе — это XRay, но XRay — это «близнец» Sandero, а Vesta — это новая разработка. Безусловно, по качеству это совершенно другие автомобили, их невозможно сравнивать с тем, что было раньше, — с «десятками», «пятнашками», «Грантами», «Калинами». При том, что качество стало очень высоким, безопасность стала намного лучше, и вообще эти автомобили стали похожими просто на нормальные, бюджетные машины. При этом цены выросли, и теперь они у нас не такие, как раньше были — мы были на порядок ниже конкурентов и с ценами, и с качеством. Мы выросли в качестве, но мы также сравнялись с ними по ценам, а кое-где даже стали выше».

Однако, как пишут СМИ, среди акционеров нарастало недовольство кадровой политикой Бу Андерссона в отношении топ-менеджмента: он регулярно привлекал экспатов. Еще одним значимым фактором стали сложные отношения с российскими поставщиками. В ряде случаев Андерссон предпочитал им зарубежные аналоги, а отечественных контрагентов максимально «продавливал» по цене. На фоне того, что «каждое решение топ-менеджера вызывало раздражение», в отрасли отставка Бу Андерссона стала довольно ожидаемым событием. Дошло до того, что на рынке принимались ставки на то, когда конкретно он будет уволен.