Ранее «Коммерсант» сообщил, что судьба гендиректора «АвтоВАЗа» решится уже на ближайшем заседании совета директоров. Ясности по новой кандидатуре пока нет, но, по словам источников, его сменит снова иностранец — скорее всего, один из топ-менеджеров из Renault.

СМИ писали, что владельцы завода — «Ростех» и альянс Renault-Nissan — были недовольны финансовыми результатами предприятия. Чем Бу Андерссон в случае отставки запомнится в Тольятти? И что о нем говорят в Нижнем Новгороде, где топ-менеджер работал до прихода на «ВАЗ»?

Бу Андерссон появился в России 7 лет назад, возглавив убыточную группу «ГАЗ» Олега Дерипаски — по личному приглашению бизнесмена. Спустя три года группа показала чистую прибыль почти в 9 миллиардов рублей. Около половины продаж пришлись на коммерческий транспорт. Сделать акцент на его выпуске была идея Андерссона, в которой он убедил владельца автопроизводителя. Чем запомнился топ-менеджер в Нижнем Новгороде, рассказывает главный редактор ИА «Нижний сейчас» Иван Бушман.

Иван Бушманглавный редактор ИА «Нижний сейчас»«Андерссон был весьма неприметный персонаж. Он делал свое дело, делал его достаточно хорошо. Мне кажется, это хорошо, что о нем не сильно вспоминают, потому что человек был на своем месте и занимался работой, а не пиаром или чем-то другим. На «ГАЗе» здесь были сокращения, уже после его отъезда, кстати. Останавливали чуть ли не линию по производству машин. Но все это было после того, как он уехал. Во время его работы с нами он абсолютно ничем плохим не отметился. Он четко занимался своим делом, за это ему большое спасибо».

Даже если Бу Андерссон не покинет «АвтоВАЗ», в Тольятти его будут вспоминать долго. И, наверное, как хорошими, так и плохими словами. При нем на предприятии в прямом смысле навели порядок. Отставной майор шведской армии начал с того, что приказал почистить клозеты. Он провел массовые сокращения, уволив почти 20 тысяч человек. После чего глава совладельца «АвтоВАЗа» «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что с Андерссоном нужно провести воспитательную работу. Хотя вспомним, что еще до прихода шведа в правительстве рекомендовали провести на «АвтоВАЗе» кадровую оптимизацию. Заодно экспат понизил на 20% всем сотрудникам зарплату, включая топ-менеджеров. Продолжает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Игорь Моржареттопартнер аналитического агентства «Автостат»«Очень жесткий руководитель, жесточайший. Я видел, как он проводит планерки. Он их проводит каждый день в шесть утра в разных цехах. Как он строит всех начальников среднего звена. Требует исполнения принятых решений, может публично унизить-оскорбить, это правда. Он требует исполнения немедленного тех решений, которые были приняты. Так он запомнился на «АвтоВАЗе». Плюс к тому, что, к сожалению, при нем произошло большое сокращение кадров. Тем людям, которые работают на конвейере, он запомнился тем, что кого-то сократили, а кто-то ходит под угрозой».

В прошлом году гендиректор «АвтоВАЗа» дал интервью изданию «Самарское обозрение». И в частности, произнес такую фразу: «Возможно, меня захотят убить». Бу Андерссон рассказывал о ситуации с поставщиками. На предприятии за много лет сложилась схема взаимодействия с производителями комплектующих. Андерссон решил ее изменить. При этом признавался СМИ, что часть контрагентов поставляют некачественную продукцию и пытаются шантажировать автомобильный концерн. Было и такое, что «ВАЗ» останавливал выпуск именно из-за конфликта с поставщиками. Рассказывает ведущий телеканала «Авто+» Павел Федоров.

Павел Федоровведущий телеканала «Авто+»«Там чуть ли не до прямых угроз в сторону Андерссона со стороны тольяттинцев доходили. На что он даже отвечал, что у него больше шрамов, чем у хоккеиста НХЛ. В общем-то, он не боится. В этом бизнесе он очень давно, что он — бывший кадровый военный, и его не запугаешь. В интервью рассказывал о том, что странно ему это видеть, когда приезжают люди на «Бентли» на каком-нибудь и рассказывают, что у них нет денег для того, чтобы модернизировать производство комплектующих для «АвтоВАЗа». Здесь что-то не состыковывается. Он с такими компаниями боролся, искал им замену».

Качество автомобилей «Лада» растет. Новые модели, хоть и разрабатывались до прихода Андерссона, но вышли при нем, вышли в срок и сразу поступили в продажу. Правда, и цены на модели растут. С другой стороны, не происходит то, за что Андерссона так ценил «ГАЗ». Продажи падают. В прошлом году волжский автозавод получил убыток в 74 миллиарда рублей. И сообщил, что без поддержки акционеров не может обслуживать долг и вести операционную деятельность. Подобное происходит и с другими автопроизводителями в России. Но «АвтоВАЗ» для страны — предприятие особенное. По данным СМИ, Бу Андерссона сменят на другого зарубежного топ-менеджера. И вообще, история взаимоотношений российского автопрома и иностранцев напоминает аналогичную историю со сборной по футболу. Начиналось все очень хорошо.