И еще один взнос: сенаторы предлагают работодателям страховать себя от банкротства. В Думу внесен законопроект о ежемесячном отчислении в Фонд социального страхования 0,02% от фонда заработной платы. Спасут ли эти отчисления от долгов по зарплате?

Работодатели-банкроты оставили без денег 25 тысяч человек. Это данные прошлого года. При дефолте крупной компании шанс получить полное выходное пособие выше, но есть особенности. Например, один из сотрудников «Трансаэро», пилот Максим рассказал, что в день увольнения ему не выплатили все долги, как того требует закон.

Максимодин из сотрудников «Трансаэро», пилот«На данный момент у них задолженностей перед работниками нет. У нас была зарплата 15 числа, 30 числа аванс. Но так как я являюсь уже сокращенным сотрудником, то есть с 4 марта меня уволили, мне должны были выплатить зарплату 4 марта. Все, что мне осталось, это порядка 150 тысяч, вместе с отпуском за февраль. Жду, когда будет, обещали сегодня-завтра погасить».

Вернуть долги по зарплате сотрудникам бывших мелких компаний фактически невозможно, говорит адвокат московской коллегии адвокатов «Юстиция» Михаил Жуков.

Михаил Жуковадвокат московской коллегии адвокатов «Юстиция»«Работники включаются в первую очередь кредиторов, и их требования удовлетворяются в первую очередь наряду с налоговыми. Конечно, в случае если предприятие является субъектом малого предпринимательства и не имеет за душой ничего, кроме декларируемого уставного капитала в размере 10 тысяч рублей, то в этом случае работники ничего не получат».

Сенатор Андрей Клишас предложил страховку от подобных случаев. Пока компания живет, она отчисляет с зарплаты сотрудников 0,02% в Фонд социального страхования. Когда наступает «черный день», ФСС гасит перед работниками долги по зарплате, но не все. Максимальная сумма ограничена. Это 177 тысяч. Например, компания не платила сотруднику два месяца, и у него остался целый отпуск. Если зарплата была ниже 59 тысяч, человек получит компенсацию полностью. А если выше — нет. Отчисления работодателя в ФСС тоже ограничены. Ежегодно не могут быть выше 143 рублей в год с человека. Это не крупная сумма, но и она вызывает вопросы у бизнеса.

Александр Малиспрезидент группы компаний «Евросеть»«Есть важнейшее правило: когда кризис и все плохо, никогда не повышают налоги. Я думаю, что смысла никакого нет, тем более что количество таких реальных выплат было бы довольно небольшое. У нас и так существуют уже выплаты пособия по безработице, которые можно было бы выплачивать таким сотрудникам, и это включено в страховку. Зачем прибавлять еще 0,02%? Затраты на бухгалтеров, которые будут это считать, больше, чем та сумма, которую соберут».

По данным Росстата, в России работают чуть более 71 миллиона человек. Страховые взносы в ФСС на случай банкротства составят около 6 млрд. Авторы закона о допстраховании пишут, что задолженность работодателей-банкротов составляет чуть более миллиарда рублей. В масштабах страны это просто мизерная сумма. И чтобы ее покрыть, сенаторы намерены собрать в 6 раз больше денег. Для чего? То ли на них есть какие-то особые планы, то ли законодатели ошиблись в расчетах. Или вовсе их не делали.