Накопительную часть пенсии могут заморозить в четвертый раз. Как пишут «Ведомости», Минфин предлагает продлить мораторий еще на год.

Решение еще не принято, но источник в аппарате правительства сказал изданию, что в ближайшие годы в бюджете не будет хватать денег на трансферт Пенсионному фонду. Как отмечает газета, чиновники объясняют необходимость продлить мораторий предстоящей реформой накопительной системы. По их словам, решение о такой реформе уже есть — обсуждается вариант и с полной отменой накопительного компонента. Для экономики это «неизбежное зло», считает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.

Игорь Юргенспрезидент Всероссийского союза страховщиков«Для накопительной системы это очень плохое решение, и постановка вопроса о том, что, возможно, ее отменят, вселяет в граждан, в наиболее активную их часть, апатию и представление о том, что правительство не может справиться с этой системной задачей. Значит, веры ему мало и так далее, и тому подобное. Вот такое неверие не является, безусловно, фактором, улучшающим ни производительный, ни инвестиционный климат. Для экономики — это неизбежное зло, потому что просто не может бюджет сверстан, судя по всему, без заморозки вот этих 400 почти млрд рублей, потому что это и представляет из себя трансферт из бюджета в пенсионную систему. Поэтому это вынужденная такая беда, которую, абсолютно уверен, ни председатель правительства в душе не поддерживает, ни министры экономического блока, а социальный блок настаивает на своем, потому что ему нужна вот эта солидарная пенсия. Тем самым от декларируемой задачи сделать экономически активную часть населения агентом и проводником реформ мы отказываемся в пользу солидарной помощи неимущим и мало зарабатывающим людям, что в эпоху кризиса является социальной ролью государства, если хотите. То есть навязанное нам зло превращается в приостановку реформ. Это происходит на многих направлениях, но наиболее ярко именно в пенсионной реформе».

О том, как очередная заморозка накопительной части будет воспринята обществом, рассуждает ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов.

Сергей Смирновведущий научный сотрудник ИНИОН РАН«Просто, вы знаете, историческая память человека достаточно слаба. Например попробую построить такую аналогию: многие из нас тоскуют по советскому периоду, когда все было хорошо, стабильно и так далее, при этом напрочь забыли о дефиците товаров, об очередях, обо всем прочем. Точно так же и тут: пройдет еще пара-тройка лет, когда в течение кризиса накопительную часть будут замораживать, и люди просто забудут о том, что это такое, что это вообще когда-то было, что не приносило сверхприбыли, и бог с ними. Понимаете? И потихоньку эта накопительная часть может просто уйти в прошлое. Тем более мы сами видим, во что превращается система Государственного пенсионного обеспечения в России. Фактически мы переходим к пособиям по старости, к социальным пособиям. Недоиндексация той же самой пенсии приводит к тому, что значительное число пенсионеров, которые получали пенсию несколько выше прожиточного минимума, 2-3 года недоиндексации, их пенсия упадет до уровня прожиточного минимума в РФ. А в принципе, это и есть социальное пособие по старости. С экономической точки зрения это абсолютно понятно, это латание дыр в бюджете Пенсионного фонда и в Федеральном бюджете. Поэтому для государства это выгодно вполне, а пенсионеров при этом или будущих пенсионеров никто, естественно, не спрашивает».

Впервые накопительную часть заморозили в 2014-м. Тогда глава Минфина Антон Силуанов говорил, что «решение о перечислении накопительной части в бюджет однозначно временное». Однако согласно одному из прошлогодних докладов Центробанка, в Банке России не исключают, что правительство может продлить заморозку также на 2017-й и последующие годы.