Владимир Путин высказался по поводу стоимости операции в Сирии. По словам президента, финансирование шло за счет бюджета Минобороны. 33 млрд рублей — это деньги, заложенные на учения российской армии в прошлом году. Было решено перенаправить эти средства на военную операцию, сказал глава государства. Можно ли считать, что сирийская кампания дорого обошлась российскому бюджету? И с чем можно сравнить траты Минобороны?

Все 167 дней, что шла операция в Сирии, журналисты и эксперты пытались подсчитать, во сколько она обходится стране. Цифры назывались разные — 2, 5 млн долларов в сутки, 4 млн. Накануне СМИ оценили общие расходы в 38 млрд рублей. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что эта цифра не совпадает с данными Кремля. На следующий день Владимир Путин заявил, что на операцию в основном тратились средства Минобороны, заложенные на проведение учений. А это 33 млрд рублей.

Владимир Путинпрезидент Российской Федерации«Основная их часть — это ресурсы Министерства обороны. Порядка 33 млрд рублей ранее уже были заложены в бюджет самого министерства 2015 года на проведение учений и боевую подготовку. А более эффективного способа подготовки, оттачивания военного мастерства, чем реальные боевые действия, еще никто не придумал».

На самом деле президент так и не озвучил сумму, которую Россия потратила в Сирии. Если дословно, он просто сказал, что на операцию пошли деньги из суммы, которую Минобороны за весь прошлый год должно было потратить на учения. А сколько конкретно из этого бюджета ушло на сирийскую кампанию, хватило ли этих денег, так и не сказал. Среди возможных финансовых плюсов: сирийская операция стала лучшей рекламой российского оружия. Страна в год продает вооружений на 15 млрд долларов. Если добавится еще полмиллиарда, то затраты точно будут оправданными. Business FM попросила главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского сопоставить общие траты ресурсов на учения и на операцию в Сирии.

Виктор Мураховскийглавный редактор журнала «Арсенал Отечества»«Минобороны только одного топлива тратит в год на оперативную боевую подготовку примерно 1 млн тонн. В Сирии работало на пике около 70 самолетов и вертолетов. Налет на одного летчика годовой составляет примерно 120-150 часов. Умножьте на свыше 3 000 летательных аппаратов. Посмотрите, что расходуется около миллиона тонн топлива для авиации, кораблей и бронетанковой техники. И посмотрите, какие силы были задействованы в Сирии. То есть это вообще, это единицы процентов может быть. Это 1-2%».

Цифра, которую озвучил Путин, завораживающая, хотя и не слишком большая. Минобороны в год получает больше 3 трлн рублей. Бюджет, который тратили в Сирии, — примерно 1% от этой суммы. СМИ поделили 33 млрд рублей на часы — это больше 8 млн в час. Если перевести на минуты, то получается 137 тысяч рублей, то есть каждые 60 секунд на сирийскую кампанию могли уходить две средних московские зарплаты. 33 млрд рублей за полгода сопоставимы с тратами государства за этот же период, например, на фундаментальные научные исследования. Другой вопрос, что эти деньги изначально были заложены в бюджет Минобороны задолго до начала операции, и военные все равно бы их потратили.