Россия — огромная страна, и вокзалов у нас много. Далеко не все из них находятся в хорошем состоянии. Вот что рассказывает начальник Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» Виталий Вотолевский:

Виталий Вотолевскийначальник Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД»«Требуют реконструкции или модернизации примерно 60% вокзалов. Еще больший процент касается платформенного хозяйства. Многие вокзалы были построены 40-50 лет назад, и, соответственно, далеко не все из них, ну, можно сказать на сленге, «убитые». Тем не менее, многие некомфортные, неудобные для пассажиров, и требуют значительных изменений. Есть вокзалы-памятники, которые были построены еще в XIX веке. Естественно, они охраняются органами культурного наследия, и их реконструкция неизбежно связана с реставрацией, с охранными требованиями. Мы, конечно, как социально ответственная компания все это соблюдаем».


Модернизация вокзала — это не только ремонт зданий и приведение в порядок путевого хозяйства. Нужно еще перестроить всю работу вокзала так, чтобы там было просто приятно находиться, а пассажиры могли бы найти на вокзале то, что им нужно. Проблемы с питанием или товарами в дорогу во многом уже решены. Но сегодня у пассажиров есть новые потребности. Кстати, РЖД в начале года, объявленного руководством компании Годом пассажира, провела опрос и выяснила, каких услуг на вокзалах не хватает.

«Интернет на вокзалах — это главное, что хотят пассажиры. Wi-Fi, бесплатный желательно, но главное — чтоб он был. Кстати говоря, в первом квартале мы обеспечили устойчивую работу Wi-Fi на 79 вокзалах, что покрывает, по сути, основные крупные города. У нас вокзалов гораздо больше, и мы будем продолжать расширять сеть Wi-Fi, это займет, ну, наверное, до пары лет. Востребованы — кстати говоря, не такая, может быть, глобальная услуга — зарядные порты, то есть, место, где люди могут зарядить свои гаджеты самые разные. В Европе это есть, в аэропортах у наших коллег это сегодня есть, на вокзалах это далеко не везде есть, и мы также планируем такую услугу предоставить. Порой информации не хватает, людям она нужна от самого входа на вокзал. И мы сегодня четко представляем всю гамму пожеланий наших клиентов».

Какой бы большой ни была компания РЖД, самостоятельно профинансировать ремонт и модернизацию всех вокзалов страны она не может. Это огромные расходы. И вполне естественно, что «Российские железные дороги» пытаются привлечь к финансированию таких работ регионы.

«Вокзал Тюмени построен преимущественно за средства администрации Тюменской области. У нас очень хорошая история с Ханты-Мансийским краем. Мы в феврале с президентом компании были на Свердловской дороге, где наш руководитель вместе с губернатором Комаровой подписал соглашение о намерениях, в соответствии с которым этот регион будет участвовать в софинансировании на паритетных условиях по реконструкции или строительству вокзала в Пыть-Яхе и реконструкции вокзала в городе Сургут. Есть удачный пример в Бийске. В Саранске были субсидии. То есть, примеры есть, но, к сожалению, пока это не те масштабы, которые позволят нам решить проблему приведения вокзалов и платформ в порядок».

Помочь в модернизации железнодорожных вокзалов могли бы частные инвесторы. Но этого пока не происходит, в первую очередь — в силу законодательных ограничений. В авиационной отрасли частник может приватизировать аэропорт и потом вкладывать в него свои деньги. Но вокзалы не могут быть отчуждены в пользу третьих лиц. Тем не менее, РЖД все равно пытается привлечь частные инвестиции:

«Совместно с администрацией Пермского края сегодня разрабатывается проект создания транспересадочного узла на базе станции Пермь-2. Мы хотели бы осуществлять реконструкцию Курского вокзала и создания на его базе ТПУ с привлечением частных инвестиций. Все это первые шаги. Соответственно, по мере более глубокой проработки появятся и имена, и организационно-финансовая модель».

Кто мог бы заинтересоваться инвестициями в модернизацию железнодорожных вокзалов?

«Это сложные девелоперские проекты, поэтому, на мой взгляд, среди подобных инвесторов точно должны быть компании, имеющие опыт девелопмента, причем желательно в области коммерческой недвижимости — раз. Второе. Это должны быть компании, которые знают, что такое транспортная инфраструктура. Это должны быть компании, которые в состоянии привлечь финансовых партнеров, поскольку срок окупаемости таких проектов очень-очень значительный».

В России уже есть вокзалы, которые можно назвать удобными и современными. По сути, это уже транспортно-пересадочные узлы, где пассажиры могут, к примеру, пересесть с поезда на автобус:

«Из последних это Рыбинск, где небольшой вокзал не в столичном городе, тем не менее, современный, соответствующий требованиям адаптации для маломобильных групп населения, безопасности, достаточно комфортный, удобный для пассажиров. Да еще и в составе вокзала работает автовокзал. Ведь когда мы говорим ТПУ, это не только и не столько какие-то суперсовременные проекты из стекла и бетона. Это в первую очередь интермодальность, возможность пересесть из одного вида транспорта на другой. Естественно, это вокзал в Адлере. Довольно удачным примером, кстати говоря, является Павелецкий вокзал, где, невзирая на все охранные требования, пассажиру удобно перемещаться внутри вокзала, достаточно гармонично вписана коммерция — хотя опять же, это еще не то, к чему мы стремимся».

На что ориентируется РЖД при модернизации вокзалов? Есть хорошие примеры за рубежом, отмечает Виталий Вотолевский:

«Токио, Киото — это очень современные вокзалы, которые и вправду являются хабами с огромными пассажиропотоками, и с которых стоит брать пример. Очень комфортными являются немецкие вокзалы — это и Мюнхен, это и Франкфурт, это и Берлин, куда люди просто приходят выпить пива, съесть сосиски, невзирая на то, что есть рядом пивные, тем не менее, почему-то приходят на вокзал — потому что там чисто, комфортно и хорошо. Это французские вокзалы, которые сочетают в себе и транспортную составляющую, и учет требований по охране памятников — например, тот же Северный вокзал в Париже — и современнейшие услуги для пассажиров. И когда мы готовили свои предложения, мы изучили лучшие мировые практики. И наша дорожная карта учитывает то, как обстоят дела за рубежом».

На реконструкцию вокзалов, по оценке самой РЖД, потребуются даже не годы, а десятилетия, и сотни миллиардов рублей. Но делать это нужно, потому что модернизация транспортной инфраструктуры может стать одним из стимулов развития российской экономики.