Моллюски-диверсанты, или как устрицы могут подрывать обороноспособность страны. Новый поворот в деле о крымской устричной ферме. Предприниматель Сергей Кулик, напомним, борется за небольшой отрезок береговой линии и акваторию, в которой он выращивает деликатесы. Сначала от него потребовали поучаствовать в аукционе наравне с другими претендентами, а теперь выясняется, что и торги могут не состояться. Предпринимателя, возможно, просто попросят освободить территорию. Ради чего?

Договор аренды истек в прошлом году. Соответственно, продлевать его нужно было уже по российским законам. А они гласят: равный доступ к ресурсам должен иметь любой желающий. Но Сергей Кулик за 10 лет выращивания устриц на этих 5 гектарах моря вложил в производство 2,5 млн долларов. Он не хочет из-за неверно поставленной запятой в заявке лишиться права продолжать бизнес на обустроенной площадке. В соцсетях, где предпринимателя активно поддерживают, уже зазвучали предложения к власти найти компромисс: и закон соблюсти, и фермера не обидеть. Из серии: «ну специалисты же знают, как составить условия конкурса под конкретного участника торгов». Юристы предупреждают: это незаконно, но, возможно, в истории с крымским фермером это еще и бессмысленно. Конкурса может не быть вообще, заявили Business FM в Росрыболовстве. Кулик, напомним, уже подал на ведомство в суд. А как чиновники могут, соблюдая закон, помочь предпринимателю? Официальный представитель Росрыболовства Ксения Тимакова заявила, что ведомство уже даже пыталось это сделать.

Ксения Тимаковапредставитель Росрыболовства«У вас был вопрос, можно ли предусмотреть для хозяйств, которые и ранее занимались такой культурой, какие-то приоритетные условия при пролонгировании договоров. Такие условия уже сейчас предусмотрены, если компания на этом участке ранее работала, выращивала продукцию, то они при конкурсных процедурах получают приоритетное право, допонительный лимит 20% ей плюсуется. Но вот именно для этого хозяйства проблема заключается в том, что он признан законом о территориальном море запретным участком. Мы обращались в субъект к региональным властям, обращались к ФАНО, чтобы они пошли на встречу, чтобы на этом участке и дальше можно было разводить культуры. Но, к сожалению, на наше предложение мы получили отказ от ФАНО, субъект также помочь не смог, и хозяйство находится в непростой ситуации».

ФАНО — Федеральное агентство научных организаций. Туда Business FM тоже направили запрос. Ответ пришел в письменной форме. Если коротко: акватория, в которой Кулик выращивает устриц, еще в советское время попала в режимный район, который был закрыт для судоходства. Там должны были работать только ученые. В украинский период из-за нехватки денег и отсутствия интереса властей исследования были заморожены. Теперь все изменилось, и там будут проводиться исследования на благо Гособоронзаказа. А фермер мешает, а еще он мешает радиотелескопу, который уже задействован в работах по системе ГЛОНАСС. Другими словами, ФАНО не хочет видеть там не только Кулика, вообще никого, кто бы занимался там коммерцией. Это разрушает версию о том, что на акваторию Кулика нацелился какой-то другой предприниматель, имеющий мощный админресурс, как и тот факт, что почти все оборудование: специальную лодку-завод, якоря и садки Кулик может забрать с собой, если его в итоге прогонят. Это дорого, но реально. Потенциальному новому инвестору, правда, достанется уникальное место, с идеальной глубиной, с определенными течениями и фитопланктоном. Но это, если будет конкурс. А если ФАНО победит, то торгов не будет. Сергей Кулик против конкурса и против ФАНО. Он намерен судиться и с учеными тоже.

Сергей Куликпредприниматель«Морской гидрофизический институт Севастополя вошел сейчас в состав ФАНО, РАН. И вот они вдвоем теперь против. Но 10 лет тому назад при Украине тот же самый институт севастопольский мне-то дал разрешение, и я там обосновался. Кстати, 197 режимный район, там где-то на карте было обозначено около 60 гектар, а фактически они использовали там 100-300 метров. Поверьте, за 15 лет ныряния каждый день, условно, когда погода позволяла, я видел, чем они занимаются и как занимаются. Поэтому, когда Крым перешел в состав России, то за эти 2 года эту акваторию заново 197 режимный район никто не оформил. Поэтому, заявлять ФАНО, что оно этим владеет, нет никаких документов. Нет никаких юридических оснований мне препятствовать. Просто я следующий иск сделаю на ФАНО, у меня другого выхода нет».

По оценкам фермера, разбирательства в судах могут затянуться на годы. Все это время предприниматель намерен продолжать работать. Развиваться при этом он не сможет. Например, Кулик лишен возможности установить на берегу кран, чтобы поднимать лодку-завод на время шторма. Кран уже куплен, но поставить его нельзя, а лодку уже приходилось поднимать со дна. Все это закладывается в цену устриц, которые, кстати, по словам ресторанного критика BFM.ru Кати Калины, в компании с хорошим вином просто превосходны.