Госдума уже в пятницу рассмотрит закон о коллекторах. Эту информацию подтвердил спикер нижней палаты Сергей Нарышкин. Документ вводит существенные ограничения для коллекторских агентств. Он прямо запрещает применять им физическую силу, угрожать ее применением, оказывать психологическое давление на должников. Уставный капитал агентства должен составлять не менее 10 млн рублей, а коллекторская деятельность должна быть его основной деятельностью. Нельзя будет передавать коллекторам персональные данные должников без их согласия. Кроме того, последние смогут отказаться от общения с коллекторами.

Все эти нормы могут ввести не только для коллекторов, но и для кредитных организаций. Юристы отмечают, что законопроект давно назрел, однако, по мнению правоведов, является слишком жестким.

Андрей Корельскийуправляющий партнер Адвокатского бюро «КИАП»«У нас, как всегда, бывает — из крайности в крайность. То есть сейчас, естественно, нет никакого регулирования, кроме общего гражданско-правового. И коллекторство превращается из текущего состояния, где для должника коллектор — такой лев или тигр, который очень сильно может испугать должника и может вернуть долг, то теперь коллекторы превращаются в таких вот, можно сказать, комаров, и фактически от комариного укуса должника ничего не изменится. Понятно, что многие из них сталкиваются с просрочкой, тем более сейчас, в условиях кризиса и, конечно, эту сферу хотелось, может быть, даже каким-то общим законом урегулировать, хотя бы, чтобы было какое-то регулирование особенности именно коллекторской деятельности. Но не уходить в крайности, не уходить в радикализм, когда коллекторы превращаются в таких статистов, а должники фактически никакой ответственности не несут. Но, с другой стороны, сегодняшнюю ситуацию оставлять так, как она есть, тоже неправильно, потому что, к сожалению, все последние случаи принимают все более радикальный характер».

Последнее время деятельность коллекторов активно обсуждается в связи с несколькими скандалами. Один из самых громких — поджог дома должника в Ульяновской области, в результате чего пострадал ребенок. Другой резонансный инцидент произошел в Екатеринбурге, где менеджер коллекторского агентства угрожала расправой семье должника и заблокировала ребенка в квартире. Но в России работают много и добросовестных коллекторских агентств, которые применяют законные и цивилизованные методы, замечают банкиры. По их мнению, если депутаты примут наиболее жесткий вариант закона, доступность кредитов в стране снизится.

Дмитрий Орловзампред правления АКБ «ФОРА БАНК»«Мне кажется, что имеет смысл, в первую очередь, смотреть и очищать рынок от недобросовестных коллекторов, а уже потом жестко и достаточно, на мой взгляд, не совсем справедливо по отношению к банкам, к организациям, которые пытаются взыскать свои долги, пересматривают статьи и способы взаимодействия. Это, несомненно, может ухудшить общее понимание, в том числе со стороны банков. И раз мы выдаем кредит, то взыскать нам потом его будет сложно, то есть доступность кредитов, может быть, уменьшится. С другой стороны, действительно, если доступность кредита будет уменьшена, будет даже и лучше. Ну, не готов согласиться, что общая закредитованность населения высокая. Есть отдельная категория, которая, действительно, закредитована, но здесь мы и сами заинтересованы, чтобы не выдавать им дополнительные кредиты. Для этого у нас есть все необходимые, собственно говоря, инструменты — и Бюро кредитных историй, поэтому, наверное, слишком жесткая позиция занята и необходимо продолжить, в том числе консультации с профильными и банковскими подразделениями и иными службами, чтобы можно было не сгущать краски».

Эксперты также замечают, что сообщения о недобросовестных коллекторах обсуждают в публичной плоскости уже много лет. И методы работы недобросовестных агентств за это время не изменились. Однако закон почему-то решили принять только сейчас. И, как 21 марта сообщил «Коммерсантъ», в ожидании этого — часть заемщиков уже отказались платить по долгам.