Из-за упавшего рубля экспорт многих продуктов питания из России вырос в несколько раз, но только в процентах, а не в денежном измерении. Как подсчитал Центр международной торговли Москвы, общий объем экспорта из России в прошлом году уменьшился в сравнении с 14-м годом на треть, до 343,5 млрд долларов. Главная причина — из-за снижения цены на нефть ее поставки сократились на 40%, до 174,5 млрд долларов. Однако продажи некоторых товаров, наоборот, резко выросли.

Роман Губенкодиректор департамента международного сотрудничества и содействия развитию торговли ЦМТ Москвы«Безусловно, основные причины столь существенного сокращения общих объемов в ценовой конъюнктуре, с точки зрения динамики, положительные. Мы видим, что крупнейшие вклады в нефтесырьевых продуктах дают у нас такие позиции, как алюминий, удобрения, медь. И здесь наблюдается рост физических объемов при снижении средних цен на данную продукцию. Как раз после этого блок для производства сельхозпродукции и продовольствия. Я думаю, что динамика в этом году по этим позициям продолжится, она сохранится положительной. Мы понимаем, что по зерновым культурам Россия станет одним из крупнейших экспортеров и продолжит укрепление. Очень хорошее укрепление у нас идет в зоне масличной, бобовые, то есть там, где уже были произведены структурные вложения в развитие производства России. Поэтому полагаем, что при сохраняющихся тенденциях в этом году уже такого серьезного падения стоимостных объемов мы не увидим».

По данным ЦМТ, из-за девальвации рубля очень привлекательными для зарубежных покупателей оказались цены на российские овощи. Например, рост экспорта таких категорий, как морковь, репа и свекла, вырос почти на 3 500 процентов и превысил 2,5 млн долларов, экспорт огурцов, корнишонов и разных видов капусты увеличился на две с половиной тысячи процентов.

Однако, в основном, такой рост обусловлен низкой базой 14-го года, другими словами, этих товаров экспортировалось совсем мало, считает гендиректор FruitNews Ирина Козий.

Ирина Козийгендиректор FruitNews«Вот такой гигантский рост процентный, который показывают некоторые категории продукции, он вызван, в основном, очень низкой изначальной базой по прошлым годам. Ну, например, если мы возьмем те же томаты, экспорт томатов в 2014 году у нас 173 тонны, а в 2015-м — почти 12 тысяч тонн. Абсолютно логичным за прошлый год у нас был рост экспорта картофеля и бобовых. Дело в том, что и там, и там в России был рекордный урожай за последние несколько лет и, естественно, излишек продукции отправлялся на экспорт, причем при том, что были низкие цены на внутреннем рынке, экспортные поставки активно росли».

В десятку групп товаров, экспорт которых заметно вырос в прошлом году, вошли мясо и мясные субпродукты. Наибольший вклад в этот рост внесли экспортные поставки мяса домашней птицы: продажи увеличились почти на 17%, до 75 млн долларов.

Кроме птицы, очень конкурентоспособна на азиатском рынке российская свинина: ее цена на четверть ниже, чем в Китае, считает президент Мясного союза России Мушег Мамиконян.

Мушег Мамиконянпрезидент Мясного союза России«Для свиноводческой продукции, в первую очередь, Китай. Китай — глобальный рынок. Около 50% всего мирового потребления свинины идет на Китай. Тем более, в Китае пользуются спросом многие виды мяса свиней, которые у нас пользуются меньшим спросом. Это означает, что там можно дороже продать и иметь возможность удешевить то, что продается в России. Из птицеводческой продукции, я бы сказал, что в первую очередь, это как раз также Китай, это часть субпродуктов, но мясо и в тушках, и отдельно отруба птицы отечественного производства могут по цене и качеству успешно конкурировать с другими поставщиками со странами из Севера Африки, Ближнего Востока, но если говорим про объемы, то в первую очередь это мясо птицы. При дружественном и взаимном сотрудничестве с Китаем экспорт свинины тоже может быть большой, в первую очередь, с Уральского региона или Дальневосточного региона».

В октябре прошлого года министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что через 3 года Россия займет заметное место на азиатском рынке. По его мнению, высокий экспортный потенциал имеют говядина, вино, продукты переработки зерна.