UPDATE 14:00

Взрыв прогремел в метро Брюсселя рядом с еврокварталом, сообщает местная газета. Есть информация, согласно которой неразорвавшиеся взрывные устройства обнаружили в аэропорту, где ранее в зоне вылета прогремели два взрыва. Wall Street Journal пишет, что взрывные устройства были приведены в действие перед зоной досмотра. Аэропорт сразу эвакуировали и закрыли. «Власти опасаются новых взрывов. Не приближайтесь к аэропорту», — говорится в официальном Twitter брюссельского аэропорта. Власти назвали случившееся терактом. СМИ писали, что до взрывов звучали стрельба и крики на арабском. Десятки людей погибли, множество ранены. Пострадать могли в том числе саперы, которые проводили работы в метро.

Согласно последним данным, бельгийская полиция обнаружила три пояса смертников в аэропорту Брюсселя. Об этом сообщило бельгийское телевидение. По его данным, «в аэропорту Брюсселя полиция обнаружила три пояса смертников, снаряженных взрывчаткой». Появились данные, согласно которым в причастности к терактам заподозрили группировку «Исламское государство» (ДАИШ, она запрещена в РФ).

При этом премьер-министр Бельгии объявил о том, что в Брюсселе произошло всего три взрыва — два в аэропорту, один в метро. Местные СМИ со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщают, что в аэропорту работали террористы-смертники.

В городе введен высший, четвертый уровень террористической угрозы. ТАСС передает, что прекращено движение автобусов и трамваев. Журналист Sky News оказался внутри зоны вылета аэропорта во время взрывов:

«Я тогда только пообщался с семейной парой американцев, которые одновременно со мной проходили регистрацию. Мы находились в зоне duty free, они покупали себе солнечные очки, когда мы услышали взрывы. Все мы почувствовали, как здание вздрогнуло, люди побежали на выход, все были в состоянии шока. Из терминала, где мы находились, все пассажиры были эвакуированы на взлетно-посадочную полосу, сюда уже приезжают автобусы, людей вывозят в кризисный центр. Американец, с которым мне удалось пообщаться ранее, проходил службу в американской армии в Африке. По его словам, когда они услышали взрывы, у него не было никаких сомнений, что это именно террористический акт».

О предположительной связи сегодняшних взрывов с недавним арестом подозреваемого в причастности к серии терактов в Париже рассказывает обозреватель ВВС:

«Два взрыва произошли в зале вылета в аэропорте Брюсселя. Над одним из зданий терминала видны клубы дыма, весь аэропорт проходит эвакуацию, транспортное сообщение приостановлено. Что важно — причина взрывов пока не называется. На полученных нами фотографиях видны выбитые стекла одного из терминалов и бегущие люди, из окон выходит дым. Стоит отметить, что взрывы произошли на фоне недавнего задержания одного из подозреваемых в причастности к терактам в Париже — Салаха Абдеслама. Одновременно с этим продолжаются поиски еще одного подозреваемого в организации той серии терактов, которого удалось идентифицировать по итогам анализа ДНК на останках смертников в клубе «Батаклан». Его имя Наджим Лашрави, власти считают его специалистом по взрывчатке и создателем бомб, использованных во время парижских терактов, однако этот факт может не иметь никакого отношения к сегодняшним взрывам».

Розыск Абдеслама продолжался четыре месяца. Он и еще четверо подозреваемых в причастности к терактам 13 ноября в Париже были арестованы в брюссельской эмигрантской коммуне Моленбек в ходе масштабной спецоперации 18 марта. По данным французских СМИ, выйти на Абдеслама помог анализ телефонных звонков: так следователи узнали, что он вошел в контакт с семьей Аберкан, к которой был близок и у которой запросил убежище. Однако он мог находиться по нескольким адресам, связанным с этой семьей. Однажды ночью, около полуночи, домой к Абиду Аберкану был сделан крупный заказ пиццы. Сам он ее есть не стал и отвез еду по адресу своей матери, где женщина проживала одна. Этот элемент показался полиции странным и, в конечном счете, помог следователям понять, что это потенциальное место, где могли укрыться Салах Абдеслам и его предполагаемые сообщники. Сейчас решается вопрос об экстрадиции Абдеслама во Францию. Данная процедура может занять не более 45 дней.

Металлоискателям — бой?

Невозможно не обратить внимание, что даже при непосредственной террористической угрозе на входе в брюссельский аэропорт не были установлены рамки металлоискателей. В Европе проверку на входе называют «израильской моделью», и такая система не применяется, рассказывает дипломатический редактор SkyNews Доминик Уагхорн.

Доминик Уагхорндипломатический редактор SkyNews«Вряд ли власти могли бы сделать больше в смысле обеспечения безопасности на территории аэропорта. Для этого нужно было бы переходить на израильскую систему, когда людей проверяют не только во время прохождения регистрации и паспортного контроля, но и на входе в аэропорт. Пока что в Европе такая система не применяется, однако после сегодняшних терактов ситуация может измениться. Прямо сейчас другие европейские правительства наблюдают за ситуацией в Брюсселе и будут повышать оценку террористической угрозы в своих странах в соответствии с этим. Особое беспокойство вызывает прямое таргетирование мягких целей. На территории аэропорта даже до паспортного контроля всегда находятся сотрудники силовых ведомств в гражданской одежде, но сегодня это не помогло предотвратить теракты. Существует риск, что и другие террористические ячейки на территории ЕС могут получить указание производить удары по мягким целям, в частности, по европейским аэропортам».

Как такое могло произойти в европейской столице? Об этом Business FM поговорила с Александром Михайловым, членом Совета по внешней и оборонной политике, генерал-майором ФСБ в запасе. Вот что он ответил на вопрос о том, похоже ли произошедшее на парижский сценарий:

Александр Михайловчлен Совета по внешней и оборонной политике«Во-первых, это похоже, с другой стороны, мы должны понимать, что брюссельские власти не сделали выводов из событий в Париже, наверное, посчитали, что Париж — это одно, а не другое, и, как следствие, они получили то, что должны были получить. Мы очень много говорили о том, что сегодня в Европе находится большое количество различного рода спящих террористических ячеек, которые в любой момент могут начать действовать. Судя по всему, если следовать той хронологии, которую мы знаем, работало несколько групп, и они добились успеха. Не факт, что это последний взрыв, и мы можем предполагать, что террористы готовят еще аналогичные взрыв не только в Брюсселе, но и в других странах Европы. Мы должны понимать, что физическая защита ничего не решает. А если это произошло, значит, полностью отсутствует оперативно-розыскная работа, которая позволила бы выявить не только подготовку к терактам, но и даже замысел об этой подготовке. Много говорили о том, что эти террористические организации готовятся что-то делать, но упреждающей информации, точной информации не было, поэтому ничего не смогли сделать. То, что человек, имеющий отношение к парижским терактам, арестован, наверное, больше совпадение. Потому что, по большому счету, у этих террористических радикальных организаций выстроена политика на широкое осуществление террористических атак — по всей Европе. Поэтому здесь можно как угодно связывать, но факт остается фактом: это одно из, и за этим еще последуют очередные атаки, поэтому сейчас расслабляться невозможно. Даже те меры, которые уже приняты, практически не решают ничего, потому что наблюдается отсутствие упреждающей объективной информации, которая позволила бы предотвратить такой террористический акт. Я думаю, что тут и Германия недалеко, потому что политика Германии тоже не всех устраивает, я имею в виду из числа радикалов. Поэтому ждать можно везде, тем более, что сегодня не ограничено количество этих спящих террористических ячеек и большое количество людей, которые проникли на территорию Европы вместе с беженцами».

Независимый журналист из Брюсселя Аркадий Сухолуцкий о мерах безопасности и об уровне подготовки бельгийских спецслужб отзывается не так высоко:

Аркадий Сухолуцкийнезависимый журналист из Брюсселя«Меня поразило, насколько местные службы безопасности были не в курсе того, что происходит, не понимали реальную угрозу, не понимали обстановку. И до сегодняшнего момента, как это ни прискорбно звучит, можно было в брюссельский международный аэропорт, который является столицей Евросоюза, зайти в залы прилета и вылета, не проходя никакой рамки металлоискателей, никаких проверок — ничего. Действительно, у нас несколько месяцев назад в связи с высокой террористической угрозой вышла на улицы города армия, возле всех чувствительных объектов, таких как бельгийский парламент, Европарламент, Еврокомиссия, другие организации или администрация премьер-министра. Стояли солдаты с автоматами и так далее, их было действительно очень много в городе, это было очень видно, и они были в аэропорту. Разумеется, когда куда-то прилетаешь или вылетаешь, ты их видишь, и есть полиция. Но когда человек заходит в закрытое помещение, в зал вылета, где это случилось сегодня, с поясом шахида и готов себя взорвать, то эти солдаты, которые стоят и ходят, патрулируют, они уже не помогут, в этом заключается проблема. Где были службы безопасности в это время, не очень понятно. Понимали ли они весь потенциал местных террористических ячеек? Наверное, они слабо понимают, насколько они коварны, кровожадны и бьют всегда в те точки, где никакой защищенности для людей нет. Понятно, что теракты в метро, и в Европе бывают теракты в метро, в других частях, нельзя на каждой станции поставить по охране, но при входе в международный аэропорт столицы Евросоюза можно было поставить рамки металлоискателей, мне так кажется, их там не было. Теперь они там, конечно, появятся, но какой ценой. Человек, который приходит в аэропорт или входит в метро и готов взорваться, его остановить нельзя, то есть должны быть осведомители, должны работать с контингентом, свои люди, которые будут поставлять информацию, как везде, как в других странах, как в Америке, в Израиле и так далее, где этому спецслужбы обучены. Здесь такого не ожидалось. Но первый звоночек был, когда координатором парижских терактов, которые произошли в ноябре, были граждане Бельгии, тогда уже в местной прессе много писали, что европейцы обвиняют бельгийцев, бельгийцы — слабое звено. И уже при поимке последнего террориста, которого поймали несколько дней назад, уже французские спецслужбы принимали участие, об этом говорилось и так далее. Видимо, к сожалению, будем учиться на всем этом, как другие страны, но будем учиться на себе. Потому что сейчас в аэропорту, а потом они придумают что-то другое. Ведь терроризм — это такая штука, всегда ищут слабое звено».

Авиарейсы, направлявшиеся в Брюссель, после взрывов в аэропорту были перенаправлены в региональные аэропорты Бельгии. Президент Франции Франсуа Олланд проведет срочное совещание с ключевыми министрами из-за терактов.

Теракт в Брюсселе — месть ИГИЛ?

Вероятно, сегодняшняя серия терактов стала «операцией возмездия» запрещенной ДАИШ (ИГИЛ) за арест Абдеслама и его сообщников, комментирует эксперт по терроризму Дэвид Лоу.

Дэвид Лоуэксперт по терроризму на SkyNews«До взрывов оценка террористической опасности находилась на уровне 3, сразу после теракта в аэропорту она была поднята до максимального четвертого уровня. Разница между 3 и 4 уровнем только в том, что 4-й объявляется, когда властям известно примерное время и место планируемого теракта. Пока никто не взял на себя ответственность за взрывы, однако, исходя из своего опыта, я бы сказал, что это дело рук ДАИШ в ответ на недавние аресты. В последние недели полиции удалось задержать целый ряд подозреваемых в причастности к деятельности этой группировки. В частности, Салах Абдеслам является одним из ключевых игроков в европейском террористическом подполье. Поэтому ДАИШ решила отомстить атаками на так называемые «мягкие цели» — аэропорт и метро. Конечно, во всех ключевых точках и местах скопления людей присутствуют силы полиции и бельгийские военные. Но, собственно, сегодня мы наблюдали классический пример того, что полиции нужно быть начеку вообще всегда, а террористам должно повезти только раз».

По предварительным данным, жертв среди граждан РФ после взрывов в Брюсселе нет, заявила пресс-атташе посольства РФ в Бельгии Надежда Петрова. А вот в Российском союзе туриндустрии отмечают, что в Брюсселе сейчас могут находиться российские туристы, так как это достаточно популярное направление для индивидуальных поездок, считает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии:

Ирина Тюринапресс-секретарь Российского союза туриндустрии«Бельгия не особо популярное направление с точки зрения предложения турбизнеса, мало туроператоров это предлагают, в том числе и потому, что Бельгия никак не продвигается на российском рынке и не очень лояльна в визовом отношении. Из 50 наиболее популярных направлений она стоит на 27 месте. В прошлом году туда было совершено 46,7 тысячи турпоездок из России. Причем довольно стабильное направление, судя по всему, потому что это всего на 2% меньше, чем в 2014 году. Но это, скорее, самостоятельный туризм, может быть, бизнес какой-то. Очень многие оформляют туристические визы, поскольку их проще получить. Повторю, что мало кто из операторов это предлагает, хотя известно, что Брюссель — чудесный город, и там есть, что посмотреть и так далее. И, по данным консульства Бельгии в России, число выдаваемых россиянам виз в 2015 году сократилось на 21%. Конечно, там россияне есть, и там много довольно русских, но это, скорее, самостоятельный поток. По большому счету, сейчас не сезон для Бельгии, вообще экскурсионные поездки начинаются чуть позже — в апреле, в майские праздники, когда уже совсем в Европе комфортно с точки зрения погоды и так далее».

Европейские фондовые индексы резко снизились на фоне сообщений о терактах в начале торгов 22 марта. По состоянию на 11:35 мск падение составило 0,7-1,2%. При этом особенно активно падали акции авиакомпаний. В случае с Ryanair снижение составило 3,4%, ценные бумаги Norwegian Air Shuttle потеряли 2,8%, Easyjet — 5,7%, Lufthansa — 3,6%.