Вице-премьер РФ Ольга Голодецзаявила, что в 2015 году россияне потеряли более 200 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах — из-за неэффективного управления. Ее цитирует РИА Новости: «То, что сегодня людей продолжают вводить в заблуждение непрозрачными правилами и отсутствием прямых договоров между гражданином и негосударственным пенсионным фондом в этой системе, это огромный изъян всей системы. Система продолжает обсуждаться, сегодня мы уже сблизили позиции с нашими коллегами». Как указала Голодец, на сегодняшний день непонятно, кто будет возмещать потерянные деньги.

Почему будущие пенсионеры не досчитались своих пенсионных денег? Об этом Business FM спросила директора Института актуальной экономики Никиту Исаева.

Никита Исаевдиректор Института актуальной экономики«Причины потерь заключаются как в неэффективности управления этими государственными ресурсами, как в падении российского фондового рынка в прошлом году, как осуществленная девальвация рубля в несколько этапов, которая началась еще в 2014 году, и так можно говорить о том, что зачастую государство не совсем эффективно, а можно сказать, прямо нелепо ограничивает негосударственные пенсионные фонды в размещении своих средств, ограничивая в своих возможностях не только в рисковых операциях, но и в достаточно консервативных. И очень часто мы слышим заявления различных чиновников, политиков, экономистов, которые требуют обеспечить вложения негосударственных пенсионных фондов и в неэффективные государственные корпорации, которые все показали отрицательную динамику и убытки в прошлом году, а также участие в грядущей приватизации, которая не до конца понятна и очевидна с точки зрения принципов проведения этой приватизации и ее ценообразования и эффективности тех активов, которые будут реализованы. Поэтому 200 млрд рублей — это относительно немного. Граждане об этом в большинстве своем не знают, потому что те правоотношения, которые возникают между негосударственными пенсионными фондами и клиентами, определенным образом не выстроены. О чем говорит вице-премьер Ольга Голодец? О том, что переход отношений от Пенсионного фонда РФ к негосударственным пенсионным фондам определяется не сменой участников в договоре, а простым заявлением, которое пишет лицо, и зачастую оно просто даже не знает, о каком негосударственном пенсионном фонде идет речь. А сознательных граждан, которые знают об этом или изучают эффективность своих вложений, относительно немного».

Почти половина заявлений граждан о переходе в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании в прошлом году была отклонена Пенсионным фондом России. По сообщению газеты «Коммерсантъ», это самый низкий показатель одобренных заявлений. Для сравнения: в 2014-м отказано в переходе было 25% гражданам

Виталий Плотниковзаместитель генерального директора по развитию пенсионного бизнеса «Русские фонды»«Такого рода тенденция существует уже не первый год с постепенным нарастанием количества отказов год от года. Причина отказа — например, подача повторного заявления в более поздние сроки, это самая распространенная причина отказов всегда. Может быть, вмешался тот фактор, что значительное число фондов за последний год потеряло лицензии, соответственно, заявления, поданные в их пользу, не удовлетворяются ПФР. Печально, что эта тенденция нарастает, сейчас уже добрая половина заявлений в отказе, и это плохо. В первую очередь это говорит о том, что на данную тему специалисты давно обращали внимание, что система заключения договоров застрахованными лицами, подача заявлений застрахованными лицами в целом, как комплекс действий, которые необходимо совершить, она с большими изъянами».

К столь массовым отказам о переводе пенсионных накоплений могла привести и недоброкачественная работа ряда агентов, считает член совета директоров компании «Ренессанс жизнь» Юрий Смышляев.

Юрий Смышляевчлен совета директоров компании «Ренессанс жизнь»«Здесь есть две позиции. Первая позиция заключается в том, что усиливается конкурентная борьба между негосударственными пенсионными фондами, включаются скрытые инструменты, которые не позволяют щипать базу друг друга. То, что опубликовано, что достаточно много заявлений ложится на переходы из одного пенсионного фонда в другой в нескольких экземплярах, как раз говорит о том, что, наверно, здесь есть часть правды — вот такая борьба. То, что много заявлений было подано в негосударственные пенсионные фонды, говорит, скорее всего, о неоднозначно кристально чистой работе агентов, занимающихся продажами или подписанием договоров обязательного пенсионного страхования, поскольку вполне могут заявлять в два-три фонда, пытаясь заработать как можно больше комиссионного вознаграждения на ускользающем, уходящем рынке негосударственных пенсионных фондов. Поэтому сказать точно, что это какой-то заговор Пенсионного фонда России, связанный с тем, чтобы уменьшить количество переходов, однозначно нельзя. Есть, наверное, еще и доля правды в том, что негосударственные пенсионные фонды сами создают такую недоброкачественную конкуренцию. Понятно, что на рынке негосударственного пенсионного страхования клиенты не очень чувствуют, что это их деньги, поэтому очень легко соглашаются на подписание заявлений чуть ли не каждый год в разные фонды, даже не понимая, что это может приводить к определенным потерям».

Большая часть граждан переводила свои деньги из государственного Пенсионного фонда РФ в негосударственные, таких оказалось более 4 миллионов. На миллион меньше заявлений было подано о переводе из одного НПФ в другой. Число тех, кто решил вернуть свои накопления в Пенсионный фонд России, измеряется всего в сотнях тысяч.