В Третьяковке на этой неделе открывается первая масштабная выставка Гелия Коржева в России. Его считают последним великим русским реалистом XX века, а экспозицию уже успели назвать самой острой в этом году: картины будут висеть в тех же залах, где располагалась выставка Серова.

Идея принадлежит директору Третьяковки Зельфире Трегуловой. Она решила выставлять Коржева после того, как три года назад сделала экспозицию Виктора Попкова в РОСИЗО, так что проект долгий, с несколькими крупными блоками. В одном из них — собрание Третьяковки и работы из Русского музея: здесь и триптих «Коммунисты», и знаменитые «Влюбленные». Значительный блок составляют частные коллекции: из Америки в Москву приехали более 30 картин, таких как Библейский цикл 90-х годов. Наконец, здесь же собрание Института русского реалистического искусства, которое принадлежит коллекционеру Алексею Ананьеву. Для многих Коржев станет открытием, говорит куратор Наталья Александрова:

Наталья Александровакуратор выставки Гелия Коржева«Самые известные работы Коржева не видел никто: их знают в большей части по репродукциям, поскольку в Русском музее они не всегда висят в экспозиции, а в другом месте их негде показать. В нашей экспозиции на Крымском Валу посетителей бывает мало, поэтому считаные люди видят их живьем. Американское собрание вообще не было показано в стране — оно было вывезено в 90-е годы. В любом случае это счастливый шанс увидеть живьем эти вещи. По масштабу того, что мы собрали, я думаю, художники этого времени, советские художники, никогда таких выставочных проектов, во всяком случае в стенах Третьяковской галереи, не имели».

Представитель «сурового стиля» Гелий Коржев занимал кресло первого секретаря Союза художников РСФСР и был одним из лидеров «шестидесятников». Он работал практически до самой смерти в 2012 году. Искусствовед Анна Сопоцинская из НИИ академии художеств уверена в успехе выставки:

Анна Сопоцинскаяискусствовед«Очень известное имя. Может быть, сейчас просто в ворохе каких-то сиюминутных событий эти столпы отечественного искусства того поколения, к которому относятся и Жилинский, и Коржев, и Попков, которые уже ушли, действительно мало экспонируются, потому что очень много сиюминутных, сегодняшних событий. Это не означает, что их значимость и известность сошли на нет. Их имена, их искусство проверены временем. Я уверена, что народ помнит это имя и пойдет на это имя».

На аукционах Коржев появлялся больше десяти раз. 10 лет назад его эскизы можно было купить за 15 тысяч долларов, в последние годы готовые картины уходили с молотка за 50 тысяч.