Фиолетовая картошка и суп из коровьих носов

Знакомство с Перу для большинства путешественников начинается со столицы. Именно в Лиме находится единственный крупный аэропорт, куда и прилетают рейсы из Европы. Для жителей Старого Света это бесспорный плюс. Оказаться в Лиме сразу после самолета, где подают исключительно разогретые в микроволновке блюда, — вариант практически идеальный. Не напрасно аборигены хвастливо называют свой город не иначе как «гастрономическая столица Латинской Америки».

Основа кухни главного перуанского города — seafood. Тихий океан рождает морских гадов в таком количестве, что в Перу не принято заказывать блюда из морепродуктов после 4 часов пополудни. Утренний улов к этому времени, видите ли, уже недостаточно свеж. Впрочем, не только тихоокеанское побережье на Западе страны превратило перуанцев в эдаких гастроснобов. Тропические леса на Востоке или горные плато и реки в центре Перу — куда ни пойди с двустволкой, удочкой или корзинкой — добычи хватит на любое застолье, каким бы продолжительным и многолюдным оно ни было. Да что там говорить, в Южной Америке удивлять способна и банальная картошка, которая встречается здесь всех цветов радуги, даже фиолетовая.

Но при всем этом буйстве непривычных для большинства из нас красок, вкусов и ароматов самое популярное среди самих перуанцев блюдо знакомо многим. Пусть и в совершенно ином качестве. Это морская свинка. Да-да, тот самый милый домашний зверек с беззащитным взглядом глаз-бусинок, напоминающий нам о детстве. Принято считать, что по вкусу он похож на курицу, хотя скорее все же на голубя. И хотя, побывав в духовке или на гриле, морская свинка выглядит уже не так умилительно, как при жизни, заподозрить перуанцев в полном отсутствии сострадания можно смело. К примеру, лам здесь используют не только для производства шалей или шапок, но и для приготовления сочных стейков. Все верно — в перуанских предгорьях живут довольно суровые люди, и путешественнику с не самыми крепкими нервами в ресторане, наверное, лучше ограничиться выбором рыбных блюд. Так можно избежать не только неожиданной встречи с троюродным братом своего домашнего питомца, но и, скажем, не попробовать пиццу с личинками, живущими в кактусах в Андах, или суп из коровьих носов.

Сытно отобедав, отправляемся в горы. Об этом — на следующей странице.

Застывшая музыка

Говорят, архитектура — это застывшая музыка. Красивая метафора, но не окончательно верная. Тот, кто бывал в Куско, не даст соврать: застывшая музыка — это Анды в окрестностях этого перуанского города. Перу славится не только своей необычной кухней или трикотажем из шерсти высшего качества, но и землетрясениями. Подземные толчки здесь действительно явление довольно частое, и горы рядом с древней столицей империи инков выглядят так, будто их встряхнули секунду назад. Они покрыты небольшими складками от подножия до вершин, словно эхо подземных толчков и сейчас волной бежит по склонам. Эта мелкая рябь делает горный массив похожим на исполинский эквалайзер, а твое сердце начинает петь от восторга.

Самая чарующая панорама Анд предстает перед глазами в Долине Инков по пути из Куско в Мачу Пикчу. Подстраиваясь под ландшафт, река Урубамба, бегущая вдоль дороги, словно пес, заигрывающий с хозяином на прогулке, то вскипает, превращаясь в идеальное место для рафтинга, то приманивает рыбаков камышами и тихими заводями, в которых плещутся потенциальные трофеи. Правда, большинство путешественников добираются сюда не вплавь и даже не на машине, а на поезде.

Затерянный в горах город Мачу Пикчу настолько неповторим и удивителен, что тот комфорт, с которым путешественники прибывают сюда, кажется несколько несправедливым. Чтобы очутиться в таких местах, нужно преодолевать бурлящие горные потоки и заснеженные перевалы, изнывать от голода, жары и, может быть, даже какой-нибудь цинги. Или хотя бы искать годами, как это делал Хайрам Бингем, обнаруживший заброшенный город инков в начале прошлого века.

Но сегодня большинство туристов оказывается здесь, любуясь красотами, проплывающими мимо окна комфортабельного вагона одноименного поезда. Попивая коктейли. Утопая в роскоши и неге. Слегка размяв ноги на конечной станции, они пересаживаются в автобус. И через несколько минут, не потратив ни единой калории, пересекают границу одного из чудес света.

Можно сколько угодно восторгаться достижениями цивилизации инков в области медицины, астрономии или экономики, но, пожалуй, лучше всего они умели выбирать места с видом для своих жилищ. Мачу Пикчу построен прямо среди гор. Острые пики, словно зубья исполинского капкана обрамляют его со всех сторон. А сам древний город служит приманкой. Начиная с половины шестого утра сюда стекаются люди. Борясь с джетлагом и горной болезнью, они перешучиваются в длинной очереди у входа, и каждый мечтает первым войти в древний город. В лучах рассветного солнца он прекрасен. Безлюдный и тихий Мачу Пикчу пробивается сквозь утреннюю дымку, словно мираж, привидевшийся утомленному путнику. Правда, миражи обычно признак не гор, а пустыни.

О загадочных пустынях Перу — читайте на следующей странице.

Загадочные пустыни Перу

Для большинства людей пустыня стала словом нарицательным. Не зря же мы говорим «пустынный пейзаж», описывая место, где взгляду не за что зацепиться. При этом любая вылазка в пустыню, как правило, становится совершенно незабываемым опытом. Не видевшие годами дождей окрестности курортного города Паракас в Перу с высоты выглядят настоящим космосом. Невероятной красоты узор, нарисованный в дюнах ветром и временем, заставляет усомниться в том, что увиденное тобой всего лишь случайная игра сил природы. Эту почти неземную красоту путешественники в Перу рассматривают с борта одномоторной «Сесны», несущейся к линиям Наска — гигантским фигурам, вырезанным древним народом в здешних песках. Ученые до сих пор не сошлись во мнении, для какой конкретно цели были созданы эти рисунки. Но даже эта неразгаданная тайна меркнет перед завораживающей красотой самой пустыни, окружающей небольшой участок, на котором и сконцентрированы все линии Наска.

Впрочем, большинство туристов в этих местах видит пустыню с иной точки. С дороги. А из окна машины на песке виден совсем другой узор — следы многочисленных шин, которыми испещрен практически каждый бархан. Основное средство передвижения в пустынных районах Перу — это багги. Лишенный кузова автомобиль с ревущим мотором позволяет чувствовать скорость намного острее, чем комфортабельный внедорожник. Словно цепкий жук-скарабей, багги то встает на дыбы, взбираясь практически вертикально вверх, то падает камнем вниз, то начинает кружиться, поднимая из-под колес небольшое песочное торнадо, а то и вовсе грозит завалиться на бок, заставляя визжать от испуга, перемешанного с восторгом. По ощущениям такое сафари напоминает горки в каком-нибудь парке аттракционов. Вот только горки эти не американские, а южноамериканские — все же вокруг песок и солнце, а не гамбургеры и кола.

Но, несмотря на то, что плато Наска является продолжением самой сухой пустыни на Земле — Атакамы — воду в Перу можно найти не только на океанском побережье. Недалеко от города Пуно расположен высочайший в мире судоходный водоем на нашей планете — озеро Титикака. Днем оно напоминает открытку: вершины соседней Боливии тают в дымке на горизонте, лодки вдоль берега расставлены так аккуратно, что кажется, швартовал их не рыбак, а дизайнер, люди в красочных национальных костюмах так и просятся в кадр. И все же лучшее время в этих местах наступает ночью.

Большинство построек на берегу — редкие дома фермеров, распахавших все окрестные предгорья под поля картошки и киноа. Вокруг такая тишина, что иной городской житель засомневается, точно ли это ночь? Или уже чистилище? Со светом здесь тоже не сложилось. Костры, на которых крестьяне готовили ужин, давно догорели, до ближайшей освещенной дороги полчаса на машине, а неспящим ослам, ламам или петухам фонари и вовсе без надобности. Пока глаза не привыкли к темноте, ты и пальцы на собственной вытянутой руке не разглядишь. Вроде бы налицо повод для расстройства. Но только на первый взгляд.

Еще больше красочных фото — на следующей странице.

Звездное изобилие

Ночное небо в Перу — достопримечательность не менее любопытная, чем заброшенные строения инков, разбросанные в этой стране на каждом углу. Звезды здесь невероятны, сказочны, фантастически хороши. Подбирайте любой хвалебный эпитет — слов все равно окажется мало. А зажигаются они над Перу в таком количестве, что, смотря в ночное небо, ты волей-неволей отводишь глаза. Иначе Млечный путь затянет тебя, подобно водовороту, и ты никогда не сможешь вернуться в реальность. Представлять себе, как именно этот полный неземных огней небосвод порождал когда-то новые религии и почему древние люди обожествляли созвездия, или просто наблюдать за тем, как Млечный путь, который в горах Перу и правда похож на содержимое перевернутой крынки, разливается от одного края неба до другого, — настоящее счастье. Это настолько прекрасное зрелище, что, заметив падающую звезду, вы обязательно загадаете только одно желание — вернуться в Перу, чтобы увидеть это ночное небо еще хотя бы раз в своей жизни.