Самолет с пассажирами захваченного рейса EgyptAir вернулся в Каир. Угонщик сдался властям. Информация о том, что у него было оружие или взрывчатка, не подтвердилась. Чего добивался бывший египетский военный Саиф эль-Дин Мустафа, и почему он решил захватить заложников?

Трудно быть террористом, когда заложники просят с тобой селфи. Совместное фото с Саиф эль-Дином Мустафой сделал последний из пассажиров борта EgyptAir. Пожалуй, этим и запомнится воздушный угон Airbus А320. Зачем бывший египетский офицер захватил борт, так и осталось загадкой. Сначала он хотел полететь в Стамбул, потом потребовал встречи с представителем ЕС и настаивал на освобождении нескольких женщин из египетских тюрем, после решил встретиться с женой-киприоткой и передал ей письмо на арабском. В конце концов, потребовал дозаправки лайнера для полета в Турцию, а после отказа отпустил последних заложников и сдался. Выяснилось, что у Саиф эль-Дина богатое криминальное прошлое: кражи, мошенничество, наркотики. Ему 59 лет. И назвать его террористом по большому счету нельзя. Представитель МИД Кипра сказал о нем: человек — в нестабильном психическом состоянии. С этой оценкой согласен полковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко.

Владимир Луценкополковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом«Это какой-то не совсем адекватный человек, скорее всего. Поэтому у него и действия были такие. Он сам не знал, что он хотел бы. Фон и в мире, и в стране, везде напряженный, все взвинчены. СМИ постоянно передают сообщения о терроризме, и все, конечно, нервничают. На этом фоне разные отклонения у людей. Действия-то совершенно не похожи на террористические. Ну а здесь, что это за шараханья, то в Египет, то на Кипр, то освободить женщин, то диссидента из себя строит».

Муляж бомбы горе-угонщик соорудил из чехлов для мобильных телефонов, чтобы выглядело убедительно вставил пару проводов. Спецназ догадывался, но решили не рисковать. А вот о безопасности египетских аэропортов заговорили вновь, и не в их пользу. Египетские власти даже были вынуждены опубликовать видео, на котором идет досмотр Саиф эль-Дина перед посадкой на борт. В общем, хроника угона Airbus получилась трагикомичной. Но она же дала повод подумать, как быстро терроризм или его имитация становятся способом самовыражения. Бесчеловечный акт перестает пугать, превращается в медийную историю. Слишком часто о нем рассказывают и пишут. Угон самолета в этом плане — первое, что приходит в голову психически неуравновешенным людям: ведь все, что нужно, это купить билет. И хорошо, что до сих пор подобные истории заканчивались нервотрепкой, фарсом и многолетними сроками для угонщиков.