Владелец порта возил контрабандный алкоголь. Такова версия Следственного комитета России, исходя из которой питерский мультимиллиардер Дмитрий Михальченко и глава холдинговой компании «Форум» в составе преступной группы под видом герметика ввез в страну элитного алкоголя как минимум на 1 млн 700 тысяч рублей. Сам Михальченко называет обвинение в контрабанде абсурдом, а его адвокат представленные документы — филькиной грамотой. Однако в среду, 30 марта, Басманный суд все же заключил Михальченко под стражу, несмотря на предложенный залог в 50 млн.

Часть 2 статьи 200 Уголовного кодекса «контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий» весьма экзотическая. Она почти не применяется, но при этом весьма «тяжелая» — до 12 лет заключения. Михальченко, сообщения о якобы аресте которого с завидным постоянством появлялись на центральных телеканалах последние две недели, считает, что дело о контрабанде заведено, чтобы помешать ему реализовать проект глубоководного порта Бронка, оцениваемого им в 23 млрд.

Порт еще не достроен, но не так давно было объявлено о начале его пробной эксплуатации. Обработка одного контейнера в соседних портах Санкт-Петербурга и Усть-Луги стоит от 700 до 900 долларов, а Бронка готов снижать цену приблизительно на 100 долларов, о чем открыто заявлял сам Михальченко. Так или иначе, но начало работы порта не может не тревожить конкурентов, считает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов:

Алексей Безбородовгенеральный директор исследовательского агентства Infra News«Пока никакого коммерческого открытия не состоялось. Мнение о том, что место хорошее, едино. Что касается самой технологии, это обычный современный контейнерный терминал, никаких проблем нет. Насколько квалифицированный персонал, технологии и все прочее, пока не знаю. На сегодняшний день для всех стивидоров Северо-Запада от Калининграда до Хельсинки это опасный конкурент в том плане, что у них единственный способ войти на рынок — это сильно демпинговать. Они бегают по рынку, предлагают низкие ставки, но все потенциальные клиенты ждут».

На дворе кризис, помноженный на санкции и эмбарго, грузооборот через порты регионов в прошлом году упал более чем на четверть, конкуренция нарастает. Однако специалисты считают маловероятным, что за арестом Михальченко стоят конкуренты из соседних портов. Во-первых, они достаточно разобщены и слишком многочисленны, а во-вторых, у них либо никогда не было, либо давно нет достаточного аппаратного ресурса для того, чтобы атаковать бизнесмена имеющего — или, теперь вернее сказать, имевшего — покровителей на самой вершине власти. Комментирует политолог Станислав Белковский

Станислав Белковскийполитолог«Деньги — это всегда правильно для российской политики. Если рассматривать фигуру Михальченко в более общем контексте, мы должны вспомнить, на кого он замыкается — что он подозревается в известной роли в ликвидации Романа Цепова более 10 лет назад, который был в то время одной из самых влиятельных фигур неформального сообщества Петербурга и России в целом, поскольку влиял на серьезные кадры в назначении силовых структур на федеральном уровне. Это завершение целого периода, эпохи. Характерно и показательно то, что те люди, которые прикрывали Михальченко много лет, в первую очередь представители Федеральной службы охраны, сейчас не в силах ему помочь».

Михальченко и входящая в его холдинговую группу «Форум» компания «БалтСтрой» стали известны широкой публике после разгоревшегося недавно «дела реставраторов», когда за предполагаемые махинации при реставрации Новодевичьего монастыря и Изборской крепости были арестованы директор и совладелец компании Дмитрий Сергеев и ряд крупных чиновников, начиная с заместителя министра культуры Григория Пирумова. Но уже тогда возникли подозрения насчет того, что под прицел правоохранителей попал именно Михальченко, ведь кроме работ по линии Минкульта «БалтСтрой» обеспечивал строительство и реставрацию таких объектов, как Кремль и резиденции официальных лиц, получая подряды по линии ФСО.