Выставка Виктора Пивоварова в «Гараже».

Одновременно еще одна экспозиция концептуалиста работает в ГМИИ имени Пушкина.

«Ранний подъем» в семь утра, в 11 — «Прогулка с размышлениями на свободные темы», с 19.30 — «Встречи и беседы с другими одинокими людьми». Это день одинокого человека. Еще есть «Проект жилого помещения для одинокого человека» и «Проект предметов повседневного обихода» для него же, и даже его сны — часть целой очень грустной серии 1975 года.

Ретроспектива Виктора Пивоварова в «Гараже» называется «След улитки»: лирический герой бежит от внешнего мира в свое внутреннее пространство. «То, что сделал «Гараж», меня впечатлило до глубины души. У нас очень большая подборка работ, огромная, не только из собрания самого автора, еще из собраний фондов и частных коллекций, — делится впечатлениями владелец галереи Александр Шаров. — Увидеть в одном месте работы, которые вы, возможно, никогда больше не увидите, — это большая удача. Все очень мощно, монументально и красиво преподнесено».

Пивоваров — легендарный советский иллюстратор детских книжек, автор картинок к «Черной курице», «Тараканищу» Чуковского и логотипа журнала «Веселые картинки». Один из трех столпов концептуализма наравне с Кабаковым и Булатовым, Пивоваров, которому исполняется 80, до сих пор был лишен больших выставок и должного внимания. Логично, что в юбилейный год в Москве проходят сразу две экспозиции: в «Гараже» — только «след» улитки, а саму улитку можно найти в ГМИИ имени Пушкина на выставке «Потерянные ключи».

Виктор Пивоваров «След улитки». Фото: Пресс-служба ГМИИ имени Пушкина

«Нам показалось, это очень здорово, что самые старые работы Виктора из 1970-х годов представлены в Музее современного искусства, а его самая последняя серия, которую он доделал за месяц до выставки, представлена в классическом музее Москвы — Пушкинском. Получился интересный симбиоз, — говорит директор Центра современной культуры Антон Белов. — Мы страшно рады успеху — ежедневно на его проект приходит тысяча зрителей».

«Потерянные ключи» — это совсем свежий цикл из восьми картин, написанный лишь в конце прошлого года. Все полотна завязаны на стилистической игре с искусством XV-XVI веков — сведущие зрители получат удовольствие.

Выставка-раскраска «Соавтор».

Эксперимент, в котором зрители получают возможность стать соавторами художников, раскрасив выставленные работы.

В проекте участвуют выставочная площадка «Новое крыло» Дома Гоголя и 60 современных художников. В день открытия черно-белая выставка начнет постепенно заполняться цветом. Посетителям представится возможность «порисовать на обоях» — раскрасить работы художников, которые займут пространство выставочных залов от потолка до пола, а также взять с собой понравившиеся рисунки и, поработав над ними дома, поделиться результатом в соцсетях.

Фото: «Новое крыло» Дома Гоголя

Среди участников проекта много хорошо известных имен, но в то же время есть и совсем молодые художники. Среди представленных работ — графика саунд-артистов, архитектурные планы, работы художников театра и кино, рабочие материалы для будущих скульптур и инсталляций, книжная графика, наброски с натуры, комиксы и пазлы. Выставочные залы обозначены буквами в алфавитном порядке, как книжные полки в библиотеке.

Автором этой масштабной инсталляции стала художник и куратор Катя Бочавар, главная цель которой в этом проекте — популяризация современного искусства через попытку стереть границы между художником и его аудиторией. Билет стоит 150 рублей. Выставка работает со 2 апреля по 29 мая.

На следующей странице — документалка о мастере саспенса Альфреде Хичкоке.

«Хичкок/Трюффо»

В прокат выходит документалка на основе бесед между французским критиком и режиссером Франсуа Трюффо и мастером саспенса Альфредом Хичкоком. Впервые кино показали в прошлом году в Каннах.

Франсуа Трюффо и Альфред Хичкок. Фото: Arthouse

Эту знаменитую книжку знает любой, для кого фильмы — это работа: томик под названием «Кино по Хичкоку» вышел в 1966 году и стал библией для учеников киношкол по всему миру. Трюффо затеял серию интервью с мастером саспенса, чтобы рассказать Америке, где режиссер тогда считался отцом легкого жанра и кто такой Хичкок на самом деле. «Эта книжка, в которой подробно, фильм за фильмом, Трюффо разбирает с Хичкоком, как делался каждый из его фильмов, но не в демократическом ключе, не рассуждения о том, о чем это кино, а в практическом смысле, — объясняет кинокритик Михаил Ратгауз. — Как это кино сделано, как создано напряжение в этом фильме, как монтаж работает на это напряжение, как работать с артистами, сценарием. Это практическая вещь».

Автор фильма Кент Джонс — известный кинокритик. Сценарий своей документалки он писал вместе с директором французской синематеки Сержем Тубианом. В кадре маститые режиссеры — от Скорсезе до Финчера и Уэса Андерсона — рассказывают, как повлиял на их работу Хичкок, точнее, та самая книжка, которую написал Трюффо. Управляющий директор кинокомпании Arthouse Евгений Пивоваров уверяет, что это легкое кино. «Смотрится, как художественное, во многом из-за того, что там много нарезки из художественных фильмов Хичкока, и хочется сразу бежать пересмотреть, — говорит он. — Они все сочные и так скомпонованы, что видно, насколько он был оригинален, насколько его взгляд был свеж и нетривиален, насколько все было революционно. Если хотя бы немного любишь кино, получаешь глубокое удовольствие от того, что соприкасаешься с его сердцевиной».

Справедливости ради надо сказать, что синефильский фильм интересен не только студентам режиссерских курсов, но и любому, кто вовлечен в творчество — хоть Хичкока, хоть новой волны.

На следующей странице — концерты в Москве.

В пятницу и воскресенье в «Олимпийском» поет Земфира.

Фото: ТАСС

Долгожданные концерты, на которые, кажется, собираются все: концерты певица дает нечасто, так что это — событие. В воскресенье начало в 19:00, билеты, как ни странно, еще можно купить — по 3, 4 и 7 тысяч рублей.

«Концерты она дает не часто, а каждый концерт Земфиры — событие, особенно такой большой, как в «Олимпийском», — говорит критик Андрей Бухарин.

В воскресенье кроме Земфиры можно сходить в Кремлевский дворец на оркестр имени Олега Лундстрема. Начало в 18:00, самые дешевые билеты — по 800 рублей.

В 19:00 в ЦДХ — «Несчастный случай». Кортнев, кстати, поет и в субботу, и в воскресенье.

3 апреля в «16 Тонн» — Елка. Про «Прованс» можно послушать в 20:00, билеты — от 3 тысяч рублей.

На следующей странице — дневники короля поп-арта Энди Уорхола.

«Дневники Энди Уорхола»

Книгу выпустило издательство Ad Marginem Press совместно с «Гаражом».

Портрет Энди Уорхола. Фото: Susana Vera/Reuters

Энди Уорхол не рисковал отдавать в чужие руки историю своей жизни — он ее написал сам и не однажды: первая автобиография вышла аж в 1975 году. В 1980-м появилась книга «Попизм», а в 1989-м — «Дневники», которые он вел последние десять лет жизни. Их издала многолетний помощник и соавтор Уорхола Пэт Хэкетт. С ноября 1976 года по февраль 1987-го она звонила Уорхолу почти каждое утро и записывала, а потом перепечатывала его рассказ о событиях прошедшего дня. В выходные звонков не было, но в понедельник наверстывалось упущенное, пишет The Art Newspaper Russia.

В русском переводе «Дневники» занимают больше тысячи страниц. Какие-то дни Хэкетт выпустила целиком, описания других — сократила, убрав имена несущественных знакомых. Она рекомендует читать все разом, чтобы влиться в поток жизни Уорхола. Но это трудновыполнимо, да и в случае с художником можно легко перелистывать не только дни, но даже годы, не боясь пропустить что-то важное — там все похоже: работа в редакции, походы по антикварным магазинам и бесконечные светские вечеринки.

Если король поп-арта колесит по Америке или едет в Европу — то и там то же самое. Например: «Воскресенье, 23 января 1977 года. Париж. Проснулся в десять утра, остановился в квартире Фреда. Договорился с Питером Бирдом, что мы с ним встретимся за ланчем. Пошел по магазином и наткнулся на Мика Джаггера». Имена знаменитостей стоят через запятую с именами кого-то совсем неизвестного. Про некоторых написано в сносках, другие не требуют опознания.

Селебрити здесь не счесть — толпы, они словно входят в жизнь Уорхола с ленты бойко работающего конвейера. Поскольку он и сам был большой звездой, то и жизнь его проходила исключительно в VIP-зоне. Правда, ничего ценного о знаменитостях мы у Уорхола не узнаем: тот же Мик Джаггер однажды напился, а потом вкусно накормил гостей на Рождество.

С годами настроение автора меняется: он больше раздражается и болеет, чаще жалуется на усталость от ночной жизни и плохую еду на приемах, пишет The Art Newspaper Russia. Кажется, что сплетни о красивых и богатых его волнуют меньше, чем отношения в редакции, где никто не хочет работать, а только норовит поскандалить. Записи с самого начала пестрили упоминаниями о расходах на такси, газеты и телефон, в конце считаются не только доллары, но и центы.