Гаагский трибунал оправдал лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля по всем выдвинутым против него обвинениям. Вынесения приговора ожидали более 12 лет, которые политик провел в предварительном заключении.

Однако итоговое решение стало неожиданностью. Сам Шешель был уверен, что получит 25 лет тюрьмы. На оглашение приговора он не приехал. По словам 61-летнего Шешеля, который в 2003 году сдался Гаагскому трибуналу, все обвинения в его адрес несостоятельны и основаны на ложных свидетельствах. Обвиняли его в разжигании межнациональной и религиозной розни, подстрекательстве к геноциду, организации изгнания десятков тысяч и убийства более 900 хорватов и мусульман в Боснии и Герцеговине, Хорватии и автономном крае Воеводина в 91-93 годах.

Прокуроры требовали для него 28 лет тюрьмы. Однако доказательства засекречены. Шешель в 91-93 годах никаких правительственных или военных постов не занимал. Попытки доказать связь между его выступлениями на митингах и военными преступлениями других людей он называл абсурдом. На то, чтобы найти свидетелей, которые бы согласились выступить на стороне обвинения, ушло пять лет. Однако выяснилось, что часть из них давали ложные показания, и якобы поддались давлению обвинителей. В итоге свидетели стали давать показания только на условиях анонимности.

Судья на оглашении приговора заявил, что Шешель не был встроен в иерархию командования группировок и не принимал личного участия в руководстве какими-либо операциями. При этом судья подтвердил, что сербские радикалы Шешеля вели набор добровольцев, но не более того, и это не противоречило законам тогдашней Югославии.

При этом на прошлой неделе Гаагский трибунал вынес приговор бывшему лидеру боснийских сербов Радовану Караджичу — он был приговорен к 40 годам тюремного заключения.

Решение трибунала огласил председательствующий судья Жан-Клод Антонетти из Франции, назначенный решением Генассамблеи ООН. Судья заявил, что Шешель не был встроен в иерархию командования группировок и не принимал личного участия в руководстве какими-либо операциями. При этом судья подтвердил, что сербские радикалы Шешеля вели набор добровольцев, но не более того, и это не противоречило законам тогдашней Югославии. На заседании побывал корреспондент ТАСС в Гааге Виталий Чугин.

Виталий Чугинкорреспондент ТАСС в Гааге«Решение огласил судья Жан-Клод Антонетти. Он заявил, что с сегодняшнего дня на основе вердикта Воислав Шешель — свободный человек. В частности, оглашая решение, судьи сообщили, что аргументы прокуратуры были полны неясности и несогласованности, то, что прокурор непоследовательно использовал слова — такие как «насилие» и «преступление», иногда взаимозаменяя их. А некоторые формулировки создавали впечатление, что сама идея великой Сербии была не политической, а преступной задумкой».

Премьер Хорватии назвал постыдным оправдательный приговор Шешелю. О том, как решение суда восприняли в Сербии, и насколько это повышает шансы Шешеля на предстоящих выборах, говорит глава Всемирной сербской диаспоры Драган Станоевич.

Драган Станоевичглава Всемирной сербской диаспоры«Я вам скажу так, что следила вся Сербия, не зависимо от того, кто его любит, кто не любит — власть, не власть, потому что это имело большое значение, особенно на фоне того, что президента Республики Сербской осудили на 40 лет, при том, что там тоже очень спорные были все эти доказательства. Понятно, что это был политический процесс и сейчас боялись процесса против Шешеля. Многие очень счастливы, что все это так закончилось. Надо понимать, что у нас сейчас предвыборная кампания, и что этот процесс сейчас сыграет на руку Шешелю. Я думаю, что его рейтинг, наверное, вдвое увеличится после всего этого».

Сам Шешель на пресс-конференции после вынесения решения суда заявил, что в Гаагском трибунале «появились двое честных судей, которые показали, что профессионализм и честь выше любого политического давления, и вынесли единственный возможный вердикт». При этом, подчеркнул Шешель, его «позиция по отношению к Гаагскому трибуналу как антисербскому суду ни на волосок не изменилась».

Шешель раздумывает о том, чтобы потребовать от суда еще 2 млн евро компенсации в дополнение к тем 12, которые он уже требовал ранее за годы, проведенные в заключении без приговора. Какие у него шансы, и кто будет платить эти деньги? Комментирует юрист-международник Роман Терехин.

Роман Терехинюрист-международник«Сумма, скорее всего, не основана на расчетах, а является символической — по миллиону за каждый прожитый в следственном изоляторе год. Поскольку суд и санкции на задержание Шешеля выносились Международным трибуналом, то и выдвигать свои требования Шешель будет к Международному трибуналу. Однако говорить о том, кто будет выплачивать ему сумму, которая теоретически может составить несколько миллионов, каким образом эта выплата будет происходить, очень трудно, поскольку в международной практике подобных выплат практически не было. Вообще, каждый Международный трибунал по-своему уникален, и когда они начинают свою работу, прогнозировать, какой будет исход, обычно тяжело. Но оправдание Международным трибуналом является крайне редким событием, поскольку очевидно, что в подобных делах велико давление и политическое, а не только юридическое, особенно в контексте того, что практически все суды по бывшей Югославии заканчивались осуждением обвиняемых лиц. Шешель стал очень серьезным прецедентом, и я уверен, что сейчас все находятся в прострации и пытаются понять, как быть дальше и как быть с его будущими обязательными претензиями и требованиями компенсации. Потому что требование подобных компенсаций так же является для Шешеля не столько способом заработать, сколько важным политическим шагом с целью укрепить свою победу и сделать ее максимально неудобной для своих политических оппонентов».

В то же время, прокуратура Международного трибунала по бывшей Югославии сообщила, что рассматривает возможность обжалования оправдательного приговора Шешелю.