У нас есть беженцы. У вас тоже? Давайте меняться… С этого понедельника должна заработать схема обмена мигрантами между ЕС и Турцией. В Турцию из Греции отправится одно или два судна с мигрантами. Что из себя представляет эта схема, будет ли она эффективной?

На общем фоне кризиса с беженцами приблизительно миллион человек, приехавший в 2015 году в Европу, — не такое уж большое число. Согласно весьма приблизительным данным, из некогда 18-миллионной Сирии за четыре с лишним года войны уже уехала половина населения. Причем подавляющее большинство к соседям — в Иорданию и Ливан, а также в североафриканские страны — вплоть до Марокко. В Турции в лагерях уже находится порядка 2,5 миллиона человек. Это много. Но большинство турков готово принять хоть в два раза больше сирийцев, если для них стоит вопрос жизни или смерти, уверен житель Турции Эрдал.

Эрдалжитель Турции«Если нет у них никакого места, если никто их не принимает, то, конечно, в Турции народ не откажется. Будем принимать их, даже если они были уже в Турции. Турция старается, чтобы стороны в Сирии возле границы могли построить большой город, где могут эти люди спокойно жить. Беспокойства большого нет. Конечно, у нас тоже есть много безработных, еще сложнее будет. Такие вопросы бывают, но все равно они люди. Надо им помогать».

В знакомом многим россиянам туристическом анталийском регионе беженцев почти нет. Возможно, поэтому тема беженцев жителей там почти не волнует, считает жительница Антальи Елена.

Еленажительница Антальи«Я живу в Анталии, она всегда была более аполитичная, не как Анкара и Стамбул. Анталия сейчас озабочена своим туристическим сезоном, как он пройдет в отсутствие русских туристов».

Беженцев от войны по всем международным договорам должна принимать любая страна их подписавшая. Но проблема в том, что как минимум половина из нелегалов, пробравшихся в прошлом году в Европу, к Сирии отношения никакого не имеют. Это граждане Афганистана, Ирака, Судана и африканских государств.

Многие европейские политики, начиная с Ангелы Меркель, неоднократно заявляли, что экономические беженцы из других стран, безусловно, будут высылаться. Но депортация — процесс долгий, утомительный и весьма недешевый, когда речь идет о сотнях тысяч человек. Отсюда и появилась идея высылать абсолютно всех, нелегально прибывающих на греческие острова по морю. Взамен Европа обязуется принять ровно такое же число беженцев, но совершенно легально оформив им документы в турецких лагерях. Цель двоякая. Отсеять экономических беженцев из других стран. И главное — лишить заработка мафиозные структуры, наладившие бизнес по переправке людей. Но как точно будет работать эта система, четкого понимания нет.

Егор Осиповжурналист в Греции«Неизвестно, как Евросоюз собирается принимать этих сирийцев легальными путями. Самое главное, пожалуй, — это что сегодня проводилось впервые за все время разделение людей. Завтра будет проведена первая депортация. Известно, что будет один корабль, который уйдет из Лесбоса из порта Митилини в турецкий порт Дикили. Отныне действует правило «1 мигрант один полицейский». То есть если 100 человек беженцев, их сопровождает 100 человек полицейских. Поэтому все будет производиться, вероятно, медленнее. Я пока сомневаюсь, что ЕС разработает и приведет в жизнь план по приему беженцев».

При подписании договора Турция потребовала у Евросоюза выделить 6, а не 3 млрд евро, как это было запланировано изначально. Евросоюз согласился, но с условием, что новый транш будет выделен только после того, как будет истрачен первый. При этом в воскресенье в интервью немецкой газете Bild am Sonntag председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что, несмотря на сотрудничество по вопросу беженцев, никаких уступок по вопросу прав человека Турции делаться не должно. Можно напомнить, что в пятницу в Турции возобновился процесс по делу журналистов либеральной газеты «Джумхуриетт» Джана Дюндара и Эрдема Гюля, которых власти обвиняют в шпионаже.