По итогам первого квартала 2016 года в Москве не открылось ни одного нового торгового центра, что тут же стало предметом для дискуссий в экспертном сообществе. И пока одни специалисты настаивали, что это «слабое» начало, а подобный прецедент имел место разве что в далеком 2007 году, другие уверяли, что нынешняя ситуация не является уникальной — если повнимательнее проанализировать статистику, «нулевой» результат пару раз все же был зафиксирован в предыдущие годы. Впрочем, так или иначе, все сходятся во мнении, что этот сегмент с трудом адаптируется к кризисной ситуации.

Плохую службу рынку ТЦ сослужили и рекорды прошлых лет, в течение которых было введено более 1,1 миллиона кв. метров площадей. И хотя средний уровень вакансии сейчас держится на отметке в 8%, не исключено, что в самое ближайшее время он дорастет до двузначных значений.

В течение года на рынок выйдут сразу несколько проектов, которые были начаты еще в докризисный период, однако эксперты прогнозируют, что уровень вакансии в большинстве из них составит не менее 35, а то и 40%, хотя в дальнейшем ожидается, что доля свободных площадей все же будет снижаться.

Девелоперы, озабоченные тем, как повысить привлекательность уже существующих объектов, о новых пока не заикаются, некоторые проекты решено заморозить, поэтому тренд на снижение объемов строительства сохранится как минимум до 2017 года.

Татьяна Мальянованачальник отдела аренды торговых центров компании JLL«Процесс сдачи в аренду и открытия торговых объектов сегодня занимает значительно больше времени, чем прежде. Арендаторы в несколько этапов согласовывают коммерческие условия, а в дальнейшем долго выходят на площадку и ведут отделку помещений. Если девелоперы новых торговых центров в текущих условиях хотят открыть объект с работающими якорными операторами и хотя бы минимальной торговой галереей, то в реальности они запускают объекты с несколькими якорями и фуд-кортом, в худшем случае – с продуктовым оператором и прикассовой зоной. Fashion-арендаторы не торопятся выходить на отделку и следят за темпами открытия торговой галереи. В действующих торговых центрах происходит ротация арендаторов, в том числе из-за изменения форматов. Если ритейлеры сегмента масс-маркет сегодня увеличивают площади своих магазинов в результате переориентации потребительского спроса на наиболее доступные товары, то, к примеру, обувные магазины сокращают формат».

На этом фоне собственники торговых центров вынуждены проявлять максимальную лояльность к имеющимся и потенциальным арендаторам. Причем диктовать свои условия теперь могут не только раскрученные ритейлеры, но и несетевые операторы, требующие уступок по всем пунктам договора.

Рынок в основном перешел на расчеты в рублях, хотя наиболее успешные ТЦ по-прежнему могут позволить себе экспонировать помещения в долларах, с учетом того, что у них уровень вакансии не превышает 2%. Впрочем, в этом случае арендаторам зачастую предоставляются льготные условия, к примеру, фиксирующие ставки в национальной валюте. При этом аналитики по привычке продолжают оперировать валютными ценами. Так, по данным компании JLL, максимальная ставка аренды в торговой галерее остается на уровне 1,7-3,2 тысячи долларов за кв. метр в год, средняя – 0,3-1,2 тысячи долларов за кв. метр в год.

Несмотря на довольно активную ротацию арендаторов, большинство ТЦ, благодаря гибкому подходу к каждому конкретному оператору, умудряются удерживать вакантность на относительно стабильном уровне. Хотя им, как и «новобранцам», выходящим на рынок только сейчас или открывшимся не так давно, приходится корректировать свой формат, чтобы привлекать большее количество посетителей.

Евгения Сафоновааналитик отдела исследований Cushman & Wakefield«Очевидным трендом является расширение зоны развлечений в торговых центрах – крупные форматы эффективно снижают уровень вакансий, также они призваны повышать посещаемость, создавать идентичность и уникальность проекта. На место традиционных ледовых катков, боулинга, игровых автоматов приходят новые, набирающие популярность форматы: контактные зоопарки, города детских профессий, веревочные парки, батутные центры, квесты, тематические театры, выставки и магазины товаров для хобби. Некоторые девелоперы создают свои собственные бренды. Также девелоперы рассматривают возможность в индивидуальном порядке давать различные льготные условия аренд: арендные платежи на основании процента от оборота, льготы на начальный период аренды или компенсация отделки. Однако даже несмотря на количество подписанных договоров аренды, заполняемость торговых центров непосредственно при открытии остается низкой – открываются якорные арендаторы и некоторые операторы торговой галереи. В дальнейшем торговый центр продолжает заполняться».

Как известно, как только экономическая ситуация начинает ухудшаться, девелоперы тут же начинают терять контроль над рынком, передавая «бразды правления» арендаторам. Но сейчас, когда кризис уже в полной мере вошел в свои права, внимание сместилось на потребителя, на которого, собственно, и работает вся эта индустрия. Однако сейчас покупательская способность населения резко снизилась, поэтому шансы на успех есть только у тех ТЦ, которые смогут сформировать оптимальный пул арендаторов, спрос на товары и услуги которых сохранится на приемлемом уровне.