Реставрация Цоя во всех смыслах
На фоне проходящей реставрации Арбата обсуждается, что делать с легендарной «стеной Цоя». Создана даже инициативная группа, которая, якобы, по просьбе местных жителей предложила отремонтировать стену и частично закрасить ее граффити-портретом самого музыканта. Реставрационные работы хотели провести еще пять лет назад, но до дела не дошло
Читать на полной версииТворчество Виктора Цоя также не дает покоя музыкантам. На его песни сделано огромное количество ремейков и каверов. Их даже исполняли симфонические оркестры. Чем объясняется желание «отреставрировать» Цоя во всех смыслах?
Общественная реакция — неоднозначная. Одни сравнивают реставрацию стены с уничтожением иконы, другие видят в этом возможность превратить развалюху, которая портит облик одной из главных улиц Москвы, в шедевр искусства.
Похожие реакции вызывают и попытки осовременить творчество Цоя. Больше всего противоречивых оценок собирают каверы на песни группы «Кино» в исполнении симфонических оркестров. Под аранжировку попали и самые популярные — «Восьмиклассница» и «Группа крови».
В последние годы музыку, написанную Цоем, которую в отличие от его текстов всегда считали довольно простой, исполняли камерный оркестр «Глобалис», симфонический оркестр Государственного Эрмитажа, национальный оркестр Украины и белорусский симфонический оркестр. Но каждый раз это вызывает бурную реакцию поклонников — от восхищения до протеста. Не разрушают ли эти кавер-версии особой атмосферы русского рока? И не убивает ли кавер самого оригинала? Ведь традиционная партия гитары, которая присутствует в любой рок-композиции, перекладывается для скрипки, виолончели, для духовых. На выходе — самостоятельное произведение.
Впрочем, симфоническая аранжировка любой музыке придает еще большей глубины и шарма, считает музыкальный обозреватель газеты «Аргументы и факты» Владимир Полупанов.
Владимир Полупановмузыкальный обозреватель газеты «Аргументы и факты»«Песни Цоя можно сыграть на гитаре, а можно с симфоническим оркестром, и это будет одинаково интересно. Эти песни сегодня по-прежнему звучат свежо, новаторски, и их можно как угодно аранжировать, и мне кажется для любой музыки симфоническая аранжировка придает еще больший шарм, еще большее удовольствие. Я недавно послушал Питера Гэбриела. Казалось, как же эту музыку можно взять и сделать симфонической. Это аранжировка добавила новых красок. Так же и песни Цоя, это абсолютно логичное решение, потому что песни Цоя оригинальны, уникальны и с симфонической аранжировкой звучат еще лучше».
Оркестровые кавер-версии имеют практически все мировые рок-хиты. Все эти симфонические кавер-версии на песни популярных рок-групп нельзя назвать новым трендом, говорит музыкальный критик Андрей Бухарин.
Андрей Бухаринмузыкальный критик«Сказать, что это какой-то особенный тренд, я не могу. Контакт между популярной музыкой и музыкой академической идет издавна. Это все начиналось, когда рок-группы начали играть с симфоническими оркестрами. От «Би-2» до «Металлики». Вот это была какая-то мода, а сейчас, когда уже сами оркестры делают каверы популярных песен — да, наверное, в последние годы есть такая практика».
Практика оказалась популярной. Камерная группа симфонического оркестра «Резонанс» организовала целую концертную программу исключительно из аранжировок на мировые рок-хиты. В репертуаре – Metallica, Deep Purple, Pink Floyd, Rolling Stones, Queen и еще с десяток именитых рок-групп. Из современных – System Of a Down и Rammstein. И с такими концертами «Резонанс» гастролирует по миру, собирая полные залы. Сочетание классики и рока — это популярный коммерчески выгодный ход, говорит музыкальный критик Михаил Марголис.
Михаил Марголисмузыкальный критик«Это достаточно лакомые для афиши коммерческие ходы, которые позволяют привлечь ту публику, которая в меньшей степени пришла бы на чистый рок-концерт и совсем не ту публику, которая ходит на классические концерты, то есть это как раз то «среднее звено», массовый зритель. Такая вот удобная рафинированная форма для хорошего времяпрепровождения».
Кто-то, конечно, может назвать это и спекуляцией. Когда проще продать старое, чем сделать новое. Но, с другой стороны, есть возможность еще раз напомнить о тех, кто вписал рок в мировую историю.