По данным NYT, Китай испытывает гиперзвуковые ракеты для доставки ядерных боеголовок. США разрабатывают схожий проект, а также проводят модернизацию своего ядерного оружия. А Россия оснащает крупные ракеты миниатюрными боеголовками и разрабатывает подводный ядерный беспилотник.

Издание отмечает, что все это происходит на фоне сокращения мощности и увеличения точности боеголовок, что снижает условные «издержки» использования ядерного оружия.

Реальны ли опасения по поводу новой гонки ядерных вооружений? Комментирует замдиректора Института США и Канады РАН, генерал-майор запаса Павел Золотарев.

Павел Золотаревзамдиректора Института США и Канады РАН, генерал-майор запаса«Основания для этого, действительно, есть. Потому что у нас такая картина складывается: в России назрел период модернизации ракетно-ядерных вооружений. Просто это объективно. Выработаны гарантийные сроки, потеряна кооперация с Украиной и так далее. И подходит такой же период у американцев. Все когда-то надо менять. И Китай развивает свою ядерную триаду. Естественно, все три ведущих ядерных державы смотрят друг на друга, принимая решение по модернизации. И естественно, каждая страна, проводя модернизацию, стремится сделать лучше, а никак не хуже. С учетом предыдущего опыта, с учетом появления новых технологий. Плюс ко всему — непростые российско-американские отношения. Все это дает повод предполагать, что, действительно, могут быть приняты не совсем разумные решения, способные привести к гонке ядерных вооружений».

Благодаря пока соблюдаемым договорам об СНВ, сейчас можно говорить только об ограниченной гонке вооружений, говорит заведующий отделом Евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.

Владимир Евсеевзаведующий отделом Евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ«Действительно, в настоящее время наблюдается гонка ядерных вооружений. Что обусловлено нежеланием России и США договориться о сокращении ядерных вооружений. То есть, мы вступаем в период гонки вооружений, но ограниченного характера. Потому что у нас действует новый или пражский договор о СНВ. В соответствии с которым существует ограничение на количество развернутых ядерных боезарядов и существует ограничение на носители. В этих условиях, однако, каждая сторона может принимать собственные решения по тому, сколько каких носителей иметь. Она может, например, уменьшать количество ядерных боезарядов на носителе, но при этом совершенно понятно, что она может их догрузить. Кроме этого ведутся исследования по разного рода маневрирующим боеголовкам. И это тоже создает дополнительные сложности для перехвата и требует адекватного ответа с противоположной стороны. В целом, я бы не стал говорить, что мы стоим на пороге серьезной гонки вооружений. Потолки будут сохраняться те, какие есть, однако потенциал нанесения ядерного удара будет значительно возрастать, в первую очередь, за счет применения более высокоточных средств поражения».

The New York Times отмечает, что одним из катализаторов гонки стало решение Вашингтона о модернизации ядерного арсенала, на которую планируется потратить 1 триллион долларов за 30 лет. По мнению издания, противники США используют это, чтобы пролоббировать разработку новейших вооружений в своих странах.