Причиной инцидента с российскими Су и эсминцем Donald Cook могла стать размещенная на борту корабля система ПРО. Американские корабли класса Arleigh Burke снабжены системами Aegis для перехвата баллистических ракет малой и средней дальности. Присутствие американских ПРО на расстоянии нескольких десятков километров от границ России могло вызвать резкую реакцию российских ВКС, предполагают эксперты Business FM.

Обсуждение произошедшего на прошлой неделе инцидента с эсминцем Donald Cook в Балтийском море изначально шло по двум направлениям. Американцы сочли пролет российских истребителей вблизи палубы корабля «имитацией атаки», Джон Керри предупредил Москву, что, согласно правилам применения вооружений, эсминец имел право открыть огонь, а западные СМИ обсудили необоснованно агрессивное поведение российских ВКС. Минобороны России и федеральные издания, в свою очередь, настаивают на соблюдении летчиками всех международных правил и критикуют истерическую реакцию Запада. Однако причины инцидента могут оказаться куда более глубокими, если учесть систему ПРО на борту эсминца, полагает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Игорь Коротченкоглавный редактор журнала «Национальная оборона»«Donald Cook имеет возможность использовать противоракеты СМ-3 во взаимодействии с системой ПРО Aegis, и важно понимать, что этот корабль — это составная часть большой сетецентрической системы противоракетной обороны США. Такие корабли, как Donald Cook будут работать во взаимодействии с позиционными районами американской ПРО, которая развертывается сегодня в Польше и в Румынии, и, разумеется, присутствие Donald Cook в Балтийском море — очевидно, это один из, таких, знаете, зондирующих моментов политики США, которые намерены, в дальнейшем развернуть группировку кораблей, оснащенных системой ПРО Aegis, в Балтийском море. Речь идет о том, что на ротационной основе такие же корабли будут присутствовать в Черном море и в северных морях, омывающих территорию Российской Федерации. В перспективе это несет реальную угрозу для наших стратегических ядерных сил».

Официально никаких требований по отсутствию американских морских ПРО в Черном, Балтийском и Баренцевом море Москва не предъявляла. Однако с учетом российской реакции на размещение противоракетных систем НАТО в странах Европы, угадать позицию Кремля по этому вопросу несложно. С другой стороны, вооруженный системой Aegis эсминец не впервые подходит к российским берегам, и преувеличивать значение таких инцидентов не стоит, замечает председатель совета ПИР-Центра Евгений Бужинский.

Евгений Бужинскийпредседатель совета ПИР-Центра«То, что Cook появился в нейтральных водах, это не означает базирование. Корабли, естественно, если они приближаются близко, вот, в Черном море приблизился близко к Крыму, пролетел над ним наш Су, и подавил все системы управления на этом корабле — все вырубилось, кроме компаса. Но сейчас он этого не делал — просто облетел, там, сделал полубочку и — улетел обратно. Да, это можно расценить как какое-то хулиганство. Но, поймите, что это не причуда летчика. Значит, у него было задание показать, что мы бдим и не хотим, чтобы вы пошли дальше, там, 70-ти километров, приближались к нашему Балтийску. Вот и все. Просто американцы привыкли, что они плавают или ходят, как говорят моряки, где хотят, и никто им ничего, так сказать, по этому поводу не говорит. И сейчас, когда это стало возвращаться на круги своя, они обиделись: «Как же так!?» Вот и все. И будут продолжать, и мы будем. Все нормально!»

В любом случае, наличие морских систем ПРО у самых границ России не может не беспокоить российское командование. В конце концов, ядерный потенциал был и остается залогом ключевой позиции России на мировой арене. И, хотя Москва почему-то не говорит об этом напрямую, на назначенном на 20 апреля заседании совета Россия-НАТО тема эсминцев с противоракетной системой Aegis поднята будет наверняка. А польский вертолет, который из-за российских Су отложил взлет с эсминца Donald Cook, из-за чего российского посла даже вызвали в МИД Польши, главной темой мероприятия станет вряд ли.