Московский университет леса, по-видимому, станет филиалом МГТУ имени Баумана. Как писали СМИ, руководство университета леса посчитало, что это «меньшее из зол», учитывая возможность полной ликвидации лесного университета.

Лесной форум «Гринпис России» сообщал, что руководству вуза «сделали предложение, от которого оно не смогло отказаться». Руководство университета леса посчитало, что это «меньшее из зол», учитывая возможность полной ликвидации лесного университета, считает руководитель лесной программы «Гринпис» Алексей Ярошенко.

Алексей Ярошенкоруководитель лесной программы «Гринпис»«Я думаю, что цель — это, скорее, результат некой цепочки административных случайностей, чем движение к какой-то определенной цели, и я думаю, что такое решение было принято, как меньшее из зол. То есть сейчас совершенно отчетливо видна идея Минобрнауки по поводу укрупнения вузов, а укрупнение делается путем слияния. Соответственно, если бы такого решения принято не было, то Лестех мог бы получить серьезные проблемы в плане своего будущего существования. Фактически им сделали предложение, от которого они не смогли отказаться. А Бауманка была выбрана как вуз исторически в чем-то близкий, поскольку в Лестехе есть факультет, который когда-то занимался подготовкой специалистов для космической отрасли, и он создавался на основе специалистов из Бауманки. Поэтому некие исторические и кадровые связи между двумя вузами были. В общем, я думаю, что это решение, если смотреть на него стратегически, в долгосрочной перспектив, скорее, неправильное, но если смотреть с точки зрения сохранения лесного вуза в нынешних условиях, с учетом тенденции к укрупнению, оно, наверно, правильное — как меньшее из зол».

Объединение столь разноплановых вузов вызывает вопросы, отмечает доктор педагогических наук, профессор Вадим Аванесов:

Вадим Аванесовдоктор педагогических наук«Разноплановые вузы соединяют в один вуз, вот эта деятельность укрупнения. Это, я думаю, ошибка, и она уже себя показывает, недовольство у людей вызывает, а главное, качество еще хуже, а оно и так невысокое. Люди со стороны, вот вы, я, скажем, к примеру, можем усомниться в любом решении по объединению любых вузов, а у тех, кто объединяет, своя логика. Например, здания — где-то в достатке, а где-то в убытке. Территории: у института леса, наверное, хорошие лесные угодья могут быть привлекательные. То есть критерии объединения открыто не обсуждаются, а последствия самые отрицательные. Никто еще из тех, кто объединяет, не сказал: вот мы объединили, мы сэкономили государству вот такие-то средства, а качество образования у нас повысилось. Этого нет».

Миноборнауки провело сразу три слияния вузов: Российский геологоразведочный присоединят к университету нефти и газа имени Губкина, а Государственный университет управления — к Московскому юридическому университету имени Кутафина.

Слияние вузов — это не только оптимизация, но и риски, и минусы для преподавателей и студентов, полагает директор института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Ирина Абанкинадиректор института развития образования ГУ ВШЭ«Минусы и шоки, связанные, в первую очередь, с профессорско-преподавательским составом, потому что в каждом университете свои требования. Когда идет присоединение к кому-то, то те, к кому присоединяют, там рисков нет, они никуда не переходят, а те, кого присоединяют, конечно, вынуждены писать все новые заявления. И это всегда аттестация, и поэтому, конечно, там риски в том, что они утрачивают свои позиции, иногда и должности, и зарплаты. Конечно, для административно-управленческого персонала в первую очередь, но даже и для учебно-вспомогательного тоже есть очень большие риски при объединении, потому что здесь точно начинается зона оптимизации. И оптимизация связана и с сокращениями в том числе, и с увеличением нагрузки. И третий момент, который здесь есть, это, конечно, позиция студентов, особенно, если там есть студенты-платники, потому что с бюджетными студентами могут так или иначе решать вопрос с сохранением всех обязательств перед ними. В отношении платных — это в любом случае перезаключение договоров».

За последние несколько лет реформа Минобрнауки затронула более 20 вузов в Москве и Петербурге, которые были реорганизованы путем слияния. Идея укрупнения вузов в ряде регионов вызвала акции протеста студентов. Именно с этим было связано решение Минобрнауки в 2012 году отказаться от идеи объединения двух учебных заведений в Тамбове, в пользу которой выступили их ученые советы, а также губернатор области. Позже глава ведомства Дмитрий Ливанов признал, что инициатива не обсуждалась со студентами.